18+

Пятница, 4 октября, 2024
business.auto.ru
ДомойМнение экспертаВлияние санкций на состояние отечественного автобизнеса

Влияние санкций на состояние отечественного автобизнеса

Мы спросили экспертов, что они думают по поводу изменившейся ситуации на отечественном рынке, скорректированной введением санкций и прекращением работы ряда брендов на территории страны.

Сергей Власов,
эксперт маркетплейса Банкавто

Как новые изменения отразятся на автопроизводителях, дилерах, специализирующихся на новых и подержанных автомобилях, сервисных центрах? 

Отключение от системы SWIFT в принципе решаемая проблема в части наличия альтернативных методов перевода денежных средств в другие страны. Намного сильнее на текущую ситуацию на авторынке повлияют валютный курс и санкции от производителей, которые перестают импортировать и авто и комплектующие в РФ.

Усилятся также тренды прошлого года — рост цен и дефицит на рынке. Автопроизводителям сейчас сложно решить, по каким ценам передавать машины авторитейлерам. Перед дилерами, в свою очередь, встал аналогичный вопрос, по каким ценам реализовывать авто. Все, включая покупателей, в ожидании хотя бы фиксации курса рубля. После этого новые автомобили будут поставлять уже наверняка по новым ценам. Да и те, что были в наличии, автолюбителям, придется также приобретать уже с наценкой.

Что касается сервисных центров, то цены на обслуживание вырастут даже быстрее, чем на сами автомобили.  Почти во всех машинах, которые производятся в России, используются иностранные компоненты. Логистика уже нарушена, если к перебоям с поставками добавятся и санкции, то недостаток комплектующих рынок почувствует в течение 1–2 месяцев.

С учетом приостановок работы и даже ухода некоторых крупных автоконцернов с российского рынка выбор доступных марок и брендов, особенно американских и европейских, сократится. Новых машин в принципе станет меньше. Соответственно, продажи упадут, однако освободившееся на рынке место, скорее всего, захотят занять отечественные и азиатские марки.

Какие есть возможные варианты развития событий, к чему стоит готовиться? 

В первую очередь стоит готовиться к росту цен, который окажется выше, чем ожидалось, к сокращению выбора брендов и моделей как в сегменте новых, так и подержанных автомобилей. Кроме того, обострение дефицита коснется не только авто, но и запчастей к ним.

Какие изменения стоит ожидать клиенту? Как изменится цена автомобилей, сервисов и автокредитов? 

В январе автомобили в среднем подорожали на 3–5%. В феврале многие компании корректировали свои прайс-листы целых три раза. Цены растут как на новые, так и на поддержанные авто, и подорожание только ускорится. Дело не только вобострении дефицита автомобилей, но и в том, что доля валютной составляющей в себестоимости в автопроме на сегодня весьма велика. Кроме того, с учетом текущего курса рубля и геополитической ситуации цены на новые автомобили в России будут расти быстрее, чем предполагалось ранее.

Также на фоне ужесточения денежно-кредитной политики ЦБ растут и ставки по автокредитам, коррелируя с ростом ключевой ставки. Закономерно вырастет и средний чек по автокредитам, особенно с учётом ускоряющегося роста цен на авто. Так, за последнюю неделю февраля (по сравнению с предыдущей) в РГС Банке на 9% вырос средний чек на займы по новым авто и на 16% — на авто с пробегом.

Что касается автозапчастей, то их поставки в Россию также прекратили большинство производителей. На это повлияло и нарушение логистики, и изменение курсов валют. В итоге имеющиеся запасы продаются по двойной цене. При сохранении текущей геополитической ситуации зарубежные поставщики не смогут добраться до России, а дефицит запчастей станет неизбежным.

Какие зарубежные автопроизводители могут остаться на рынке и как изменится расстановка сил?

С начала военной спецоперации на Украине зарубежные автопроизводители начали отказываться от поставок автомобилей в Россию, однако дело не только в геополитической напряженности. Автоконцернам в сложившейся ситуации сложно сориентироваться, по какой цене теперь отгружать дилерам машины. Отказ в поставке автотехники в Россию приведет к исчезновению ряда моделей и серьезным перебоям с поставками некоторых марок. При наименее благоприятном сценарии развития событий еще больше автоконцернов примут решение о выходе с российского рынка. Кроме того, не совсем понятно, что будет у ряда оставшихся автоконцернов с производством на территории РФ.

В итоге в России значительно сузится линейка продаваемых автомобилей. А восполнять пробелы возьмутся в первую очередь станут отечественные, корейские (вряд ли так легко отдадут завоеванную долю рынка) и китайские (запланированная экспансия может стать еще проще в сложившихся реалиях) марки.

 

Дмитрий Матвеев,
генеральный директор «Мой Автопрокат»

Повторится ситуация 2014 года — спекуляция в моменте.

Автомобили сейчас покупать не стоит, т.к. цены необоснованно завышены.
Если нет острой необходимости в автомобиле здесь и сейчас, рекомендую отложить покупку плюс-минус на год и задуматься о каршеринге или аренде авто вместо приобретения его в собственность. Очень возможно, что в Вашем конкретном случае это будет куда более выгодно с точки зрения нагрузки на Ваш бюджет, чем покупка новой или б/у машины.

Lada в прошлом году била рекорды по продажам, но будет ли это продолжаться? Главным преимуществом отечественных авто всегда была относительно низкая цена. Поэтому, производителю нужно будет постараться сохранить это преимущество.

В прошлом году не хватало бюджетных масс-маркет моделей (Hyundai, Kia, Volkswagen и т.п.) Сложившейся ситуацией пользовались китайцы (и продолжат пользоваться и сейчас в кризис. Они быстро решают проблемы с дополнительными поставками автомобилей. Против китайцев играет только еще пока настороженное отношение к ним потенциальных покупателей, неуверенных в том, смогут ли они в будущем более-менее выгодно продать приобретенный актив.

Рынок б/у авто потеснит рынок новых машин. Если ближе к лету не начнут гнать машины из Европы (из-за проблем с границей, таможней и т.п.), то пойдет поток праворульных автомобилей с Востока.

Цены скорректируется по сценарию 2014 года. Цены как на новые, так и на б/у автомобили очень четко коррелируют с курсом валют, так как компоненты автомобилей покупаются за евро / доллары. Чтобы предположить, что будет с ценами на автомобили — смотрите на валютные котировки.

Что касается комплектующих, необходимых для производства, если Россия не сможет использовать продукцию ведущих производителей (а это США), то она постепенно перейдет на продукцию китайцев (например, SMIC). Но в период перехода могут резко сокращаться поставки или остановятся сборочные предприятия.

Новые запчасти есть на складах, б/у запчасти перекрываются с разборок.

 

Юлия Овчинникова,
директор по развитию автохолдинга «КЛЮЧАВТО»

1) Как новые изменения отразятся на автопроизводителях, дилерах, специализирующихся на новых и подержанных автомобилях, сервисных центрах?

Отключение ряда банков от системы SWIFT может затруднять валютные операции между импортерами и производителями автомобилей. Сейчас мы ожидаем подтвержденную информацию от импортеров брендов по данному вопросу. Курсы валют влияют на стоимость автомобилей, дилеры не могут не учитывать этот фактор.

2) Что следует делать дилерам, чтобы минимизировать потери в условиях текущей ситуации?

Дилерам стоит быть гибкими — отслеживать текущую ситуацию, действовать согласно антикризисным планам и оперативно оптимизировать их.

3) Какие есть возможные варианты развития событий, к чему стоит готовиться?

В текущих условиях сложно что-либо прогнозировать. Если политическая обстановка стабилизируется, то мы ожидаем постепенного восстановления авторынка. В ином случае варианты развития событий могут быть разными. Конечно, автодилеры вынуждены будут искать новые возможности адаптироваться к сложившейся ситуации.

4) Какие изменения стоит ожидать клиенту? Как изменится цена автомобилей, сервисов и автокредитов?

Автомобили, которые оформляются под заказ, будут представлены по новой стоимости, которая будет зависеть от курсов валют. Финансовые продукты напрямую зависят от размера ключевой ставки ЦБ. Ее увеличение приведет к удорожанию автокредитов и лизинговых продуктов.

5) Какие зарубежные автопроизводители могут остаться на рынке и как изменится расстановка сил?

В текущих условиях нам поступает информация о приостановке поставок, однако пока к таким заявлениям стоит относиться осторожно. Учитывая общеэкономическую ситуацию, возможна частичная переориентация дилеров на азиатский авторынок. Но в целом пока сложно давать прогнозы.

 

Сервис проверки автомобилей с пробегом «Автокод»

Сейчас еще остаются варианты приобретения новых автомобилей по старым ценам — тех, что уже отгружены дилерам на склад. Однако стоит ожидать, что в ближайшее время мы столкнемся с самым крупным дефицитом машин за последнее время. В первую очередь это будет связано с санкциями, из-за которых поставка комплектующих для новых авто станет еще более затруднительной. Вторичный рынок, естественно, отреагирует на это достаточно ощутимым повышением цен. При этом спрос сейчас достаточно высокий — покупатели стремятся успеть приобрести машины по старым ценам. Всё это, скорее всего, приведет к сильнейшему дефициту машин на рынках — как первичном, так и вторичном.

 

Пресс-служба, ГК «АвтоСпецЦентр»

Пока автоконцерны, которые сообщили о приостановке выпуска новых автомобилей и импорта на территорию России, объясняют это нестабильной геополитической ситуацией или введением санкций в отношении РФ. Например, одним из поводов стали перебои в логистических цепочках и сложности в поставках автомобилей из-за сложившейся обстановки.

Скорее всего, подобные действия автоконцернов приведут к сокращению ассортимента новых авто в дилерских центрах. В случае, если европейские и японские бренды покинут российский рынок, их доли могут занять китайские и корейские автопроизводители. Однако ситуацию с локализацией этих автоконцернов усложнится в связи с ограничением импорта комплектующих для производства авто – в российском автомобилестроении используется от 40% до 60% зарубежных запчастей. В связи небольшим количеством новых авто, а также ростом ставок на автокредиты, цены на существующие модели могут увеличиться.

Текущая политическая ситуация способствует росту курсов валют, в том числе и доллара. По этой причине в марте стоимость новых автомобилей может увеличиться, что уже произошло с наиболее востребованными корейскими моделями.

Автомаркетолог
Автомаркетолог
Автомаркетолог — сообщество профессионалов, экспертная информация в различных сферах автомобильного бизнеса, обмен лучшими практиками между автомобильными компаниями.
- Реклама -yandex.zen

Популярное