Хотя экономическая ситуация на автомобильном рынке, кажется, более или менее стабилизировалась, ни о какой стагнации речи идти не может. Авторынок — это живой организм, который постоянно изменяется, эволюционирует и подвергается влиянию множества трендов.
Какие-то из них вызваны внешними факторами (такими как законопроект об утильсборе), а какие-то — просто актуальными достижениями, вроде революции в ИИ, а также изменениями потребительских предпочтений.
Потому каждые несколько месяцев важно оглядываться на общую картину на рынке, смотреть, какие тренды правили балом, а какие только вступят в полную силу в будущем.
Мы ещё поговорим об этом больше в декабре, а пока мы заручились поддержкой экспертов, чтобы разобраться в ключевых трендах. Какие тенденции доминировали в 2024 году? Что ждёт отечественный автобизнес в 2025 году? Как изменится расстановка сил? Кто выйдет в новые лидеры рынка? Что вообще изменится?
Дмитрий Матвеев,
генеральный директор компании «Мой Автопрокат» (сети автопрокатов в России и за рубежом)
Закрепление доллара на отметке в 100 рублей, рост ключевой ставки до 23% и очередное увеличение утильсбора после 1 января 2025 года наш авторынок «выдержит», коллапса не будет, потому что цены на автомобили не могут расти постоянно. Этот рост будут останавливать периодические падения спроса. Но цены вырастут до 15% точно. В том числе и на марки из Китая, которые официально поставляют к нам в страну — до 10%. Точно такой же рост — до 10% — ждет и цены на новые отечественные авто.
Многие эксперты ожидают падения рынка автокредитов в 2025 году из-за высокой ключевой ставки, но я считал и считаю, что автокредитование, как было, так и будет востребованным, потому что, как показывает практика, если человеку нужна машина здесь и сейчас, высокая ставка по кредиту его не остановит.
Покупатель не станет ждать лучших времен, когда ставка снизится, и приобретет авто на невыгодных условиях, а со временем (после смягчения политики регулятора), рефинансирует свой кредит.
Резкого повышения цен с 1 января ожидать не стоит — дилерские и дистрбьюторские склады заполнены машинами, которые еще нужно реализовать. Да и цены, которые будут постепенно подниматься, скорректирует падение спроса на автомобили. Также есть надежда, что китайцы будут удерживать цены даже себе в убыток, чтобы поддержать такой объем продаж, который позволит им выполнить изначально завышенные планы на 2024-2025 года. (В этом году скидки и акции у китайцев были такими привлекательными, потому что внутренний рынок Китая встал из-за переизбытка предложения, и китайцы начали активнее сбывать машины на внешних рынках. Наш покупатель доволен, потому что наконец-то снова стало возможным торговаться в салонах о скидке до 15% от изначальной цены).
Повышение цен на новые авто подстегнет спрос на подержанные машины, и цены на них тоже поползут вверх. А как поведут себя владельцы б/у авто — большой вопрос. Кто-то выставит ТС на продажу, пока это выгодно, а кто-то отложит планы по замене машины на новую. Т.е. нельзя утверждать сейчас ждет ли нас увеличение предложений на вторичном рынке, но спрос на хорошие б/у авто до плюс-минус семи лет вырастет точно.
Самым недоступным станет представительский сегмент, который сейчас везут по параллельному импорту. Рост на бюджетные авто будет самым небольшим.
Неопределенность будущего уже отражается на интересе наших соотечественников — с сентября в автосалоны потянулись даже те, кто в ближайшей перспективе не планировал замену железного коня на нового. И результатом такого спроса стало то, что автосалоны потихоньку начали отменять специальные предложения. Поэтому, если здесь и сейчас есть необходимость в личном транспорте, тянуть с покупкой не стоит, в следующем 2025 году дешевле точно не будет.
Елена Юденок,
маркетолог «Автоэксперт»
Первое, что сразу бросается в глаза, — это стремительный рост интереса к китайским автомобилям. Модели из Поднебесной уверенно укрепляют свои позиции на нашем рынке и, похоже, готовятся занять места в числе лидеров. Это происходит благодаря сочетанию конкурентоспособных цен и обширной линейки предложений. А с увеличением локализации производства эти автомобили смогут предложить нашим покупателям ещё больше интересных решений.
Уже сейчас существует категория владельцев иномарок, которые, осознавая высокие затраты на обслуживание премиальных марок, продают свои автомобили и выбирают новые китайские модели. Этот переход обусловлен не только привлекательностью цен, но и решением проблем, связанных с сервисом и доступностью запчастей. Такой ход позволяет им сэкономить значительные средства и при этом не жертвовать качеством.
Изменения в расстановке сил и новые лидеры
А смотря на рынок, можно смело утверждать, что такие бренды, как Changan и Geely, окажутся в авангарде. Их популярность объясняется не только доступностью, но и высоким качеством, что, как никогда, актуально для российских потребителей. Конечно, нельзя сбрасывать со счетов и традиционные российские марки, такие как Лада. Им предстоит адаптироваться к новым условиям и развиваться, иначе существует риск потерять свою преданную аудиторию.
Что касается шин, как маркетолог, я вижу, что в 2025 году настоятельно будет важно уделить внимание выбору резины для новых типов автомобилей, включая электромобили и машины с повышенной нагрузкой. Это требует от производителей шин внедрения передовых технологий, чтобы гарантировать безопасность и оптимизировать затраты на эксплуатацию.
Что изменится в 2025 году
Нельзя игнорировать, что с изменениями в макроэкономике могут произойти и изменения в механизмах автокредитования. Мы, возможно, столкнёмся с новыми правилами, которые усложнят процесс получения кредита. Это может негативно сказаться на спросе, но, в свою очередь, повысить интерес к более доступным и экономичным моделям.
Таким образом, автобизнес в 2025 году окажется на перепутье новых возможностей и вызовов. Как производители, так и потребители должны быть готовыми к изменениям и адаптироваться к новым условиям.
Уверена, рынок станет более насыщенным и интересным, и мы увидим множество свежих предложений и технологий, что сделает выбор для потребителей ещё более увлекательным и разнообразным.
Дамир Фейзуллов,
директор по digital & social media коммуникационного агентства PR Partner
Автомобильный рынок России активно меняется под влиянием экономических, технологических и социальных факторов.
В 2024 году произошёл рост интереса потенциальных покупателей к локальным брендам. В условиях ограниченного импорта и ухода ряда международных брендов отечественные производители постарались усилить позиции, в том числе в сфере маркетинга. Онлайн-шоурумы, виртуальные тест-драйвы, программы лояльности и возможность оформления кредита через интернет — всё это активно используется сегодня для привлечения покупателей.
Также в 2024 году маркетологи сделали акцент на экологичности и экономичности моделей. А SMM стал основным инструментом для привлечения новой аудитории. Видеообзоры, участие инфлюенсеров, живые эфиры и таргетированная реклама создают высокую вовлечённость и усиливают доверие к брендам.
Как мне кажется, в 2025 году лидерами станут:
- Российские бренды. АвтоВАЗ и другие отечественные производители, активно модернизируя свои модели, могут закрепить лидерство. Успех будет зависеть от маркетинговых усилий, направленных на формирование доверия и повышения качества продукции.
- Китайские марки. Geely, Chery и Haval уже сейчас активно наращивают долю рынка. Их конкурентоспособность обусловлена выгодным соотношением цены и качества, а также сильными рекламными кампаниями.
- Локальные стартапы и инновационные проекты. Компании, которые начнут предлагать новые решения, такие как каршеринг или подписка на автомобили, также могут завоевать долю рынка.
К 2025 году ожидается дальнейшее укрепление позиций российских производителей и брендов из Китая. Китайские компании уже сейчас активно осваивают рынок благодаря доступным ценам и технологичности моделей, и эта тенденция продолжится.
Лидерами рынка могут стать те, кто лучше адаптируется к местным условиям и активно внедряет инновации.
Автомобильные бренды начнут уделять больше внимания созданию индивидуального клиентского опыта. Это включает персонализированные предложения, сервисы подписки на автомобили и использование искусственного интеллекта для анализа предпочтений клиентов.
В ответ на изменения экономической ситуации и повышение цен на топливо покупатели будут выбирать более экономичные варианты. Компактные автомобили и гибриды станут популярными, и маркетинговые кампании будут делать акцент на их выгодах.
Использование дополненной реальности (AR) и виртуальной реальности (VR) для презентации автомобилей усилится. Это позволит клиентам более подробно ознакомиться с моделью и её функционалом, не выходя из дома.
Для стимулирования продаж производители и дилеры могут активнее внедрять программы утилизации старых автомобилей. В маркетинге это будет обыгрываться как выгодная возможность обновить автомобильный парк.
Аркадий Бакушкин,
директор онлайн-сервиса автозаймов Caranga
Уже несколько лет на авторынке доминируют китайские производители. Этот тренд сохранится и в 2025 году. Сегодня дороги заполонили различные китайские бренды, самые популярные из них: Chery, Geely, Haval, Lifan, Changan и OMODA. Рост китайских автомобилей заметен и в среде автозаймов. Согласно данным аналитиков компании за 2023-2024 год, прирост залоговых автомобилей из Китая составил 115%. Несмотря на то, что лидерами все же остаются авто отечественных производителей, их доля в 2024 году стала больше лишь на 15% по сравнению с 2023 годом.
Стоит помнить о том, что в 2025 году вновь повысятся ставки утилизационного сбора. С 1 января увеличится стоимость импортных электромобилей и гибридов. Так, размер налога на новые электромобили увеличится до 667 400 рублей. Ставка для моделей старше трех лет составит 1 174 000 рублей. Однако, как и в случае с автомобилями с ДВС, для физических лиц ставка не изменится. Если автолюбитель захочет самостоятельно доставить авто на территорию страны для личного пользования, то размер утилизационного сбора не превысит 6000 рублей.
На стоимость транспортных средств в 2025 году могут повлиять и другие факторы. Один из них — ключевая ставка Банка России. Ее изменение значительно отражается на условиях автокредитов и ценах дилеров. Поэтому ожидать снижения цен в новом году не стоит.
Однако в первой половине 2025 года некоторые китайские производители могут установить цены, которые будут приближены к настоящему времени. Это связано с тем, что у производителей также есть запланированные объемы продаж на ближайшие несколько лет. Кроме того, стоит учитывать внутреннюю перенасыщенность китайского рынка, из-за которой российский рынок становится привлекательным для автомобильных брендов.
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.