18+

Пятница, 29 марта, 2024
business.auto.ru
ДомойМнение экспертаНехватка полупроводниковых микросхем достигнет максимума во второй половине года

Нехватка полупроводниковых микросхем достигнет максимума во второй половине года

Главный исполнительный директор корпорации Intel Пэт Гелсингер предполагает, что нехватка полупроводниковых микросхем, от которой страдают отрасли от автомобильной до бытовой электроники, достигнет максимума во второй половине этого года, а затем ситуация начнет улучшаться.

«Я не ожидаю, что индустрия чипов вернется к здоровой ситуации с предложением и спросом до 23 года», — сказал он в интервью. «Для целого ряда отраслей, я думаю, все еще ухудшится, прежде чем станет лучше».

Восстановление экономики после пандемии вызвало прилив спроса на компоненты, которые являются сердцем всей современной электроники. По словам Гелсингера, локдауны и изменения в способах работы значительной части населения планеты ускорили переход на цифровые системы, что еще больше подорвало способность полупроводниковой промышленности справляться с потоком заказов.

Intel, крупнейший в мире производитель микросхем, получает большую часть своих продаж от поставок процессоров для персональных компьютеров и серверов, машин, занимающих центральное место в центрах обработки данных и корпоративных сетях. По словам Гелсингера, благодаря тому, что Intel владеет своими заводами, она имеет больше возможностей для удовлетворения спроса, чем другие компании, которые передают производство на внешний подряд, однако поставки других компонентов компьютеров сократились.

По прогнозам Гелсингера, в долгосрочной перспективе индустрию чипов ожидает период роста. По его словам, в течение следующего десятилетия все более широкое применение чипов, включая телефонные системы 5G, электромобили и расширенный искусственный интеллект, будет стимулировать высокий спрос.

Такая точка зрения делает генерального директора Intel одним из лидеров среди руководителей, утверждающих, что нынешний бум спроса на чипы — это не просто кратковременный кризис предложения, который неизбежно приведет к очередному периодическому циклическому спаду в отрасли. Другие не очень верят в то, что отрасль может продолжать расти более чем на 5% в год, как предполагают Гелсингер и некоторые прочие эксперты.

Генеральный директор Broadcom Inc Хок Тан ранее в этом месяце придерживался своей позиции, что нынешний кризис поставок не превратил отрасль в высокодоходную, как предсказывают Гелсингер и другие. Хотя в последнем квартале продажи его компании выросли на 15%, Тан заявил, что производство микросхем — это зрелая отрасль, которая вернется к более низким темпам роста.

Важность чипов для мировой экономики стала более очевидной в последние несколько лет в связи с торговой войной между США и Китаем, влиянием пандемии на глобальную цепочку поставок и увеличением сроков поставки, что в настоящее время вызывает дефицит всего — от пикапов до игровых приставок. Американские компании доминируют в полупроводниковой промышленности, если судить по продажам и разработкам. Но производство — жизненно важный элемент, определяющий возможности чипов — переместилось в Азию, где лидерство захватили Taiwan Semiconductor Manufacturing Co. и южнокорейская Samsung Electronics Co.

Миру не хватает чипов

Гелсингер, который в феврале занял высший пост в компании Intel, расположенной в Санта-Кларе, штат Калифорния, пообещал вернуть компании ведущую роль в производстве и производстве компьютерных процессоров. Он также намерен напрямую противостоять азиатским компаниям, открыв двери заводов Intel для других производителей микросхем, включая конкурентов, и заявил, что потратит значительные средства на строительство новых предприятий, которые будут производить микросхемы для других компаний.

По материалам Bloomberg.

Мы также спросили мнения топовых экспертов, что они думают по этому поводу.

Мнения экспертов

Олег Мосеев

Здесь ситуация действительно непростая. Не только Intel, но и другие компании, в том числе Samsung и Taiwan Semiconductor Manufacturing Co, говорят о том, что есть проблема с удовлетворением спроса. Почему произошёл рост спроса? Очевидно, потому что пандемия и переход ускоренными темпами на цифровизацию того, что, как казалось раньше, будет «цифровизовываться» гораздо медленнее, плюс огромный спрос на чипы со стороны медицинской промышленности.

Возвращаясь на шаг назад — развитие домашних офисов, удалённой работы потребовало гораздо больше персональных компьютеров, есть рост производства. При этом и автомобили всё больше требуют чипов, и другие промышленности всё больше их требуют. В связи с этим дефицит так быстро не разрешится. По оценкам экспертов это где-то середина следующего года. При этом автомобильная промышленность, к сожалению, не находится в приоритете по понятным причинам.

Автомобильные компании в прошлом году сами сократили заказы, в то время как и медицина, и производители компьютеров и сервером, соответственно, производители микрочипов перестроились под них. Потому автомобильным компаниям придётся потратить значительные усилия и время, чтобы решить эту проблему. Повторюсь, что решится она в лучшем случае в середине следующего года. Почему в лучшем? Потому что развитие ситуации на рынке с точки зрения локдаунов, пандемии, очередных волн пока что не внушает какого-то оптимизма. Вполне возможно, что эта история затянется дольше, чем она изначально предполагалось. Следовательно, большое количество будет работать на удалёнке, будет расти спрос на компьютеры, на серверы, которые обслуживают этот поток информации. Будет увеличиваться спрос на современное медицинское оборудование, которое тоже требует значительного количества чипов. Автомобили становятся умнее и требуют больше таких компонентов.

На мой взгляд мы как раз вошли в период продолжительного роста спроса на подобные комплектующие. И очень многое зависит от того, насколько производители чипов и микропроцессоров справятся с этой ситуацией. Но надо не забывать, что есть ещё и следующая сторона медали. Помимо производителей есть ещё и сырьевая база. И если производство чипов нарастить можно быстро, то сырьевую базу нарастить так быстро не получится. Поэтому я думаю, что мы будем ещё достаточно долго жить в истории дефицита автомобилей. Но это ещё не значит, что российским дилерам стоит радоваться подобной ситуации. Безусловно, дефицит помог дилерам заработать в прошлом году и помогает в этом году. Но даже несмотря на дефицит, при том росте цен, что произошёл и будет происходить (а доходы населения так не растут), мы в какой-то момент столкнёмся с пересечением кривых спроса и предложения. Спрос начнёт сокращаться уже не ввиду ценовых факторов.

Сергей Бургазлиев,
независимый консультант по индустрии «Автомобили и транспорт»

Я согласен с мнением директора Intel. Может быть не до 2023 года, но до конца нынешнего – середины 2022 гг. ситуация с чипами в автопроме не изменится. Все будет только хуже к концу нынешнего лета. Не то, чтобы конвейеры совсем встанут, но нехватка будет очень ощутимой, в первую очередь для рынка Европы.
Если мы говорим о локальных автопроизводителях в России, то полагаю, что сильнее всего эта нехватка отразится на Альянсе («Рено-Ниссан-Автоваз»). Влияние средней степени будет оказано на VW/Skoda, Mercedes и BMW (условно локальный). В меньшей степени этот дефицит отразится на корейских автопроизводителях. И почти не отразится — на китайских. В связи с этим, прогнозируют рост доли китайских марок к концу 2021 года.

Виталий Кравец,
генеральный директор GiPA Russia

Ситуация с задержкой поставок электроники на конвейер, без сомнения, приведет к тому, что в текущем и следующем годах мы не сможем достигнуть уровня продаж новых автомобилей, достаточного для покрытия выбывающих автомобилей из автопарка, реализованных в период подъема продаж 2011–2014 гг. Уже сейчас можно констатировать, что пик количества автомобилей, потенциально находящихся на гарантии, моложе 3 лет, пройден в начале 2021 года. Соответственно, в структуре активного автопарка, интересующего рынок послепродажного обслуживания, будет расти доля автомобилей большего возраста, с устареванием парка мы получим увеличение конкуренции среди официальных дилеров и импульс к дальнейшему развитию независимых СТО, уже сейчас готовых предложить достаточно качественный сервис для клиента.

Стоит отметить, что парк стареет во всем мире, и, если в России возраст среднего автомобиля на дороге составляет немногим более 10 лет, то во многих развитых европейских странах он перешагнул отметку в 12 и даже 14 лет.

Вкупе с падением уровня доходов населения, мы ожидаем дальнейшее сокращение срока лояльности дилерам, будут все более востребованы программы рассрочки.
Не имея возможности обновить автомобиль, люди столкнутся с необходимостью ремонта текущих повреждений и продолжения эксплуатации старых машин, что позитивно скажется на продаже автозапчастей в каналы сервиса и магазинов.

Ремонтировать, ввиду износа и устаревания парка, придется больше, при этом доходы населения не будут успевать за инфляцией, соответственно, фокус в выборе компонентов будет и далее смещаться в сторону недорогих аналогов. А для сохранения темпов прироста продаж в премиальной категории и OES потребуется приложить дополнительные усилия, направленные на работу непосредственно с клиентом, расти вместе с рынком получится не у всех игроков.

Автомаркетолог
Автомаркетолог
Автомаркетолог — сообщество профессионалов, экспертная информация в различных сферах автомобильного бизнеса, обмен лучшими практиками между автомобильными компаниями.
Тандем Трэк — перевозка легковых автомобилей автовозами по России
- Реклама -yandex.zen

Популярное