Прочитайте материал до конца, чтобы узнать мнение отечественных экспертов.
Honda Motor Co. стала последним производителем, отказавшимся от субкомпактов в прошлом месяце, когда она объявила о своих планах по прекращению выпуска недорогого хэтчбека Fit, в американском General Motors Co. отказались от Chevrolet Sonic, а Toyota Motor Corp. заявила, что прекратит продажи Yaris в США. Все три базовые модели этих автомобилей имеют цену менее $20,000 и находятся среди самых доступных новых автомобилей.
Хотя описываемая ситуация и происходит в США, тенденция верна для всего мира.
Дешевые автомобили начального уровня когда-то были обязательными для линейки автопроизводителей по причине необходимости привлечения «начинающих» покупателей и потребителей с низкими кредитными рейтингами. Надежда была в том, что в конечном итоге они заменят автомобиль на более продвинутый и останутся лояльными к бренду. Но минимальная прибыль от дешевых седанов больше не оправдывает инвестиций и маркетинговых расходов, чтобы выпускать их в то время, когда многие водители выбирают SUV и аналогичные машины.
Покупатели, экономящие свой бюджет, променяли запах новой машины на подержанные автомобили, которые уже давно стали первым шагом для потребителей, которые ранее не приобретали транспорт и хотят сэкономить. Но «подержанные» не обязательно означают старые, особенно это верно для недавних моделей, выходящих из краткосрочного лизинга.
«Подержанный автомобиль почти становится автомобилем начального уровня для многих потребителей», — говорит Джо Витале, ведущий мировой автомобильный аналитик из консалтинговой компании Deloitte. «Транспортные средства, выходящие из лизинга, весьма востребованы и имеют большую часть новых технологий».
Переход от малых седанов к большим автомобилям не является новой тенденцией, но он ускорился до такой степени, что у людей, которые ищут бюджетные модели, в настоящее время нет особого выбора. Представители прошлого поколения, впервые покупающие автомобиль, могли выбирать из целого ряда предложений, начиная от Dodge Colt и заканчивая Geo Metro. В последние годы эта категория почти исчезла из США, когда GM отменил Chevy Cruze, Ford Motor Co. перестал выпускать Fiesta и Mazda Motor Corp. отозвала модель Mazda 2.
На рынке еще есть несколько небольших вариантов — таких, как Nissan Motor Co. Kicks, Hyundai Motor Co. Accent и Fiat Chrysler Automobiles NV Jeep Compass — для водителей, которым не нужно сильного комфорта и много «лошадей» под капотом.
«Пока существует спрос, хорошо иметь продукт, который удовлетворяет эти потребности», — сказал в интервью Рэнди Паркер, глава отдела продаж Hyundai в США.
Несмотря на это, продажи новых моделей дешевле $20,000 в течение последних пяти лет снижались, опустившись всего до 1,3% от всех продаж новых автомобилей в этом году, судя по данным Kelley Blue Book. Поставки в диапазоне $20,000—$30,000 также резко упали, снизившись с 44% до 22%.
Это означает, что покупатели тратят больше денег на привилегию выезда из шоу-рума на четырёх колёсах. По данным Kelley Blue Book, средняя цена, заплаченная за новый автомобиль, приближается к 39 000 долларов. Это значительно превышает бюджет некоторых покупателей, заставляя их искать новые предложения со значительными скидками или выбирать подержанные автомобили.
Интересная ситуация возникает сейчас, когда все больше покупателей впервые покупают автомобили, что является непреднамеренным следствием коронавируса. Пандемия, по-видимому, обнулила многолетнюю тенденцию, в соответствии с которой молодые люди предпочитали общественный или совместный транспорт владению транспортными средствами. Аналитики говорят, что сейчас маятник качнулся назад на фоне карантина и повышенного страха перед заразной болезнью.
«Когда они переезжали в города, они считали владение автомобилем неудобным и дорогостоящим, но теперь у нас есть молодые люди, которые никогда не задумывались о том, чтобы владеть автомобилями, но покупают их», — говорит Витале.
Одно из положительных изменений для покупателей: все больше новых автомобилей возвращаются из лизинга, так как некоторые пары, работающие дома, отказываются от машины, а также есть приток моделей из быстро сокращающегося парка прокатных компаний. Рост за последние несколько десятилетий количества сертифицированных программ с гарантиями и улучшение среднего качества подержанного транспорта также помогает снизить давление, направленное на покупку новых автомобилей.
«Молодых людей всегда привлекали подержанные автомобили, и теперь у них есть более качественные подержанные автомобили на выбор», — говорит Мишель Кребс, исполнительный аналитик компании Autotrader, занимающейся исследованиями в области шоппинга автомобилей.
По материалам Bloomberg.
Мы обратились к отечественным экспертам, чтобы узнать, как обстоят дела на отечественном рынке, в какой степени эта тенденция верна для него. Мнения, что интересно, несколько разделились.
Анна Уткина,
руководитель пресс-службы ГК «АвтоСпецЦентр»
Сейчас в России действительно мало новых моделей иномарок стоимостью до 1 млн.руб. Сегмент доступных авто, которые несколько лет подряд занимали около 20% рынка, сократился и составляет сейчас менее 5%.
Автомобилисты, желающие приобрести автомобили по доступной цене, переключают внимание на автомобили с пробегом. Так, на фоне снижения продаж новых автомобилей на 19% за 7 месяцев 2020 года, продажи на рынке авто с пробегом сократилась на 13%. Осенью ожидается традиционный рост цен на рынке новых автомобилей, но делать прогнозы на авто из новых поставок (произведенных уже после возобновления работы автомобильных заводов после пандемии) пока рано.
Одной из альтернатив доступным моделям массового сегмента станут представители китайского автопрома, популярность среди российских автомобилистов сейчас набирает Haval, единственный китайский бренд, имеющий локализованное производство в России.
Анна Разумова,
бренд-менеджер Suzuki, ГК «СИМ»
На мой взгляд, сейчас ситуация сильно коррелируется в зависимости от доступности склада автомобилей. По многим маркам, в том числе по Сузуки, которыми я занимаюсь, во-первых, очень короткая линейка моделей, во-вторых, сейчас ограниченное количество машин из-за сбоев с поставками в период пандемии и остановками производства.
Поэтому для нас не стоит выбор — какой автомобиль продавать. Пытаемся продать то, что есть.
Вторичку покупают достаточно охотно сейчас, направление развивается. Одна загвоздка — пополняется склад также не очень хорошо, так как люди не хотят расставаться со своими автомобилями.
А новых автомобилей до 20 000$ сейчас, кажется, днем с огнем не сыщешь. И думаю, что если бы такой сегмент был шире, чем отечественный автопром, но в нормальном качестве, люди бы покупали с удовольствием.
Максим Васильев,
руководитель отдела продаж «Авилон.Volkswagen»
Нет, для российского авторынка тренд «вымирания» доступных моделей не актуален — наоборот, у нас сегмент бюджетных новых автомобилей всегда будет пользоваться спросом. Во-первых, существует разница в уровне среднего дохода жителя США и России, а также уровня средней цены автомобиля на Западе и у нас. То есть, для среднестатистического автовдалельца США цена в $20 000 — это действительно практически минимальная стоимость, крайне бюджетный автомобиль, который может там себе позволить практически каждый («каждый» — условно говоря, как у нас — каждый покупатель Lada Granta, например). Однако в переводе на рубли мы получаем по актуальному курсу уже 1 480 000, и это уже внушительная сумма для покупателя, его осознанная покупка, которую он, как правило, обдумывает заранее. Во-вторых, автомобиль у нас не всегда приобретают только как средство передвижения (как в США, где без личного автомобиля сложно себе представить поездки между городами), а порой больше как предмет роскоши. И покупатель именно с такой целью, вероятнее всего, возьмет кредит, например, на новый Volkswagen или Hyundai, стоимостью около тех же 1 200 000 – 1 500 000 рублей, и не будет покупать автомобиль с пробегом.
Таким образом, бюджетный класс автомобилей на российском авторынке всерьез и надолго, это действительно популярный сегмент автомобилей и в данный момент нет предпосылок для его исчезновения.
Александр Груздев,
директор Gruzdev-analyze
Все зависит от того, что мы называем доступным автомобилем. 20 000 $ в рублях — это 1,5 млн рублей, это очень неплохой выбор автомобилей, и в России в этом сегменте как раз наоборот становится тесно. Самые главные бестселлеры российского рынка как раз все попадают в эту категорию, все ТОП-10 моделей российского рынка попадают как минимум своей ценой «от» в категорию до 1,5 млн рублей. Я бы скорее вел речь не столько о дешевых автомобилях, сколько о маленьких автомобилях. В отношении именно российского рынка все больше и больше начинают преобладать кроссоверы, пусть иногда это даже псевдокроссоверы, но размер действительно имеет значение. Еще немного — и половина рынка новых автомобилей будет принадлежать именно этому классу. А вот найти конкурента для Kia Picanto уже очень проблематично. Маленькие Peugeot и Citroen больше не возят, Nissan Juke также пропал из продажи.
Если же говорить именно о замене дешевых автомобилей подержанными, то пока в России я такого не наблюдаю, а рост программ и внимания дилеров к б/у-автомобилям скорее связан с тем, что в период (и уже достаточно длительный) низких продаж новых автомобилей, продавать б/у-автомобили стало интересно. На них просто обратили внимание и за последние несколько лет уже массового научились с ними работать. Еще 10 лет назад б/у-автомобилями особо никто не интересовался из дилеров, 7 лет назад внедрили трейд-ин, но только для того чтобы продавать клиенту новый автомобиль, 5 лет назад стали появляться дилеры активно работающие с б/у-автомобилями — и не просто активно работающие, а еще и успешно работающие. А за последние 3 года уже большинство дилеров не просто обратили внимание, но и научились работать и продавать б/у-автомобили, поэтому мы и наблюдаем такой рост внимания к этим автомобилям, и появляются кредиты и различные программы поддержки, именно потому что на это направление бизнеса обратили внимание, а не потому что дешевые автомобили больше не нужны нашему рынку и что они заменяются на б/у.
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.