Это заключающая статья из нашего цикла, посвященного тому, как мобильность будет работать в городах 2040 года. Подводим итоги, делаем выводы.
По мере того, как последовательные волны новых технологий омывали общество в последние десятилетия, мы узнали, что «будущее уже здесь — оно просто не очень равномерно распределено». К 2040 году некоторые города в Китае, Аризоне, Канаде, Австралии и других странах могут действительно напоминать утопические модели городского планирования с чистым воздухом, которые описываются в первых статьях этого цикла.
Но понятно, что многие другие города лишь отчасти будут напоминать транспортный рай, который мы себе представляем. Некоторые правительства и городские власти примут решение о переходе на самоходные, экологически чистые формы транспорта и будут мощно стимулировать население к внесению необходимых корректив. Другие правительства и органы власти будут действовать медленнее, и, возможно, к 2040 году некоторые города все еще не откажутся от двигателя внутреннего сгорания.
Однако скорость, с которой города, поселки и нации будут внедрять чистые, самоходные формы автомобильного транспорта, будет в большей степени зависеть от политической воли и культурных соображений, а не от экономических ограничений или технологических проблем.
Уже становится ясно, что экономия, которая будет получена за счет уменьшения загрязнения окружающей среды и устранения ущерба, гибели и травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий, частично компенсирует расходы на создание «умной» дорожной инфраструктуры и стимулирование путешествующего населения к переходу на более чистые формы автомобильного транспорта. Очевидно также, что внедрение в крупных городах электрических самоходных транспортных средств повысит благосостояние нации и международную конкурентоспособность (не в последнюю очередь потому, что не будет теряться время в пробках, а часть времени, проводимого людьми в автономных транспортных средствах, будет использована на работу).
Как только эти достижения будут полностью реализованы, вполне вероятно, что почти каждая нация поспешит присоединиться к революции.
Но это работает только тогда, когда правительства и власти мыслят целостно и мыслят сообща. Слишком часто различные департаменты — например, агентство по охране окружающей среды и органы здравоохранения — действуют совершенно независимо и не признают, что затраты на один департамент могут привести к большей экономии в другом. Такие управленческие неудачи слишком распространены в демократических обществах.
Но ясно, что мы движемся в автомобильное будущее, которое будет более чистым, безопасным и эффективным. Личная мобильность будет продолжать быстро расти по мере развития мира, но этот рост больше не будет осуществляться ценой человеческих жизней, загрязнения окружающей среды, вызывающего болезни, и здоровья планеты.