Одной из определяющих черт 21-го века до сих пор были последовательные волны «подрывных» технологических инноваций, менявших принятые устои. Промышленность за индустрией совершенствовалась по мере того, как новые технологии обеспечивали новые пути решения проблем и поставки товаров и услуг более эффективными и рентабельными способами. Подрывные технологии охватили все отрасли и являлись глобальным явлением.
И большинство крупных автопроизводителей имеют, по крайней мере, одну экспериментальную программу самоуправляемых автомобилей, в надежде быть готовыми к тому времени, когда водители начнут становиться пассажирами. Ford, GM, Toyota, Fiat, Mercedes-Benz, BMW, Volkswagen и многие другие крупные автопроизводители демонстрируют концептуальные самоходные автомобили и вступают в партнерские отношения по разработке друг с другом, с университетами, с создателями ИИ и небольшими специализированными стартапами.
Но путь прокладывают аутсайдеры. Такие компании, как Waymo, Apple и Uber, похоже, значительно опережают традиционных автопроизводителей в разработке автономных автомобилей.
Это «подрывное» изменение в мобильности также указывает на более широкие перемены, происходящие в структуре владения и эксплуатации автомобилей. В связи с расширением интернет-связи, а также с появлением во многих городах широко распространенных приложений для управления и совместного использования автомобилей, владенте автомобилей сильно упало среди поколения миллениалов (в возрасте от 18 до 35 лет).
В период с 2010 по 2014 год лишь 37 процентов лиц в возрасте от 17 до 29 лет сообщили о том, что они управляют автомобилем в течение типичной недели, в то время как в период 1995-1999 годов этот показатель составлял 46 процентов.
Но меняется не только процент молодых людей, водящих автомобили — меняются модели владения и пользования всеми водителями автомобилей. До начала этого века большинство водителей автомобилей покупали свои транспортные средства, новые или подержанные, либо за наличные деньги, либо за счет финансовых сервисов. Эти дорогие покупки затем простаивали и не использовались в течение 95 процентов своей жизни.
Но в последние годы автопроизводители не пытались продать свои автомобили водителям, они хотели, чтобы водители «подписывались» на опыт вождения Mercedes, Ford или Volvo. В эпоху ультра-низких процентных ставок, финансы вливаются в сделки по лизингу автомобилей, которые позволяют водителям арендовать новые автомобили на три или четыре года, а затем сдать их обратно, прежде чем взять в новый лизинг. В США 25% новых автомобилей в настоящее время сдаются в аренду, а не покупаются, и эта тенденция продолжает расти. Водители становятся абонентами мобильности, а не владельцами автомобилей.
Но даже лизинговая модель автофинансирования все еще видит эти дорогие активы очень недоиспользованными. Этот валовой убыток лежит в основе роста Uber и других схем работы такси и совместного использования транспорта.
Если вы живете в городе и не часто совершаете длительные поездки за город, то сейчас нет смысла владеть автомобилем или арендовать его, чтобы большую часть времени он простаивал. Нажатие на экран смартфона уже через несколько минут доставит автомобиль к двери.
Вдобавок к начальной стоимости, владение автомобилем приходит с дополнительными головными болями. Автомобиль должен поддерживаться в хорошем состоянии даже при амортизации его стоимости. Затем, в зависимости от того, где вы живете, добавляются дополнительные расходы, такие как плата за разрешение на парковку, плюс плата за вождение в определенных внутригородских зонах.
Зачем владеть автомобилем — какова бы ни была ситуация — когда намного проще использовать приложение для захвата заказа транспортного средства?
Это классическое беспроигрышное решение для индивидуальной мобильности горожан знаменует собой начало конца традиционного владения автомобилем. Слишком долго частные автомобили были товаром, который растрачивался так же часто и экстравагантно, как и горчица (только автомобили намного дороже, чем столовые приправы). Сейчас кажется неизбежным, что будущая модель использования автомобилей повлечет за собой серьезный сдвиг, так как расходы будут удаляться от больших кусков стали, которые почти все время просто стоят на улице или на подъездной дорожке.
Но есть и хорошие новости, и плохие новости для автопроизводителей: хорошая новость заключается в том, что весь автомобильный парк в мире должен быть заменен в течение следующих нескольких десятилетий (сегодня 499 из каждых 500 автомобилей на дорогах работают на ископаемом топливе). Плохая новость заключается в том, что совсем не ясно, будут ли сегодняшние основные производители автомобилей по-прежнему оставаться крупными именами в автомобильной промышленности 2040 года. Смерть двигателя внутреннего сгорания принесет производителям автомобилей огромные потрясения.
Как недавно сообщил Financial Times инженер по аккумуляторным батареям в автомобильной торговле: «Для европейских автопроизводителей переход на электромобили сродни развороту линкора. И это линкор с мятежным экипажем».