18+

Четверг, 21 ноября, 2024
business.auto.ru
ДомойАвтомобильный сервис3 стратегии развития СТО в 2023 году

3 стратегии развития СТО в 2023 году

В декабре принято подводить итоги года и готовить планы на новый сезон. Самое время подумать о долгосрочной стратегии развития, с которой можно вывести бизнес на новый уровень, а в некоторых случаях — даже спасти его от закрытия. Сооснователь сети умных автосервисов «Вилгуд» Барно Турсунова предлагает три варианта для предпринимателей.

Много лет рынок автосервисов был распределен так, что у независимых СТО фактически было только два пути развития. Первый — оставаться обособленными, экономить расходы, но иметь меньше возможностей для развития. Второй путь — вступать во франшизу. Но из-за высоких первоначальных расходов он подходил далеко не всем предпринимателям.


В последнее время ситуация изменилась. Рынок развивается и растет не только в количественном, но и в качественном отношении: появляются новые подходы и бизнес-модели. В нишу приходят новые игроки — и это тоже подталкивает отрасль к развитию. В 2023 году у предпринимателей будет как минимум три пути развития.

 

Продолжать опираться на свои силы

Из 70 с лишним тысяч СТО в России довольно небольшая часть управляется франшизными сетями. Основа рынка — это независимые автосервисы с оборотом до 2-3 млн рублей в месяц, которые привыкли работать обособленно от других.

В этой стратегии, безусловно, есть свои плюсы. Самый главный из них — это самостоятельность. Предприниматель не оплачивает паушальный взнос, роялти, другие расходы, не зависит от мнения партнера и не обязан придерживаться стандартов, по которым работает сеть. Чаще всего у таких собственников есть небольшой круг партнеров, с которыми выстроены прочные долговременные отношения.

Но финансовая экономия и независимость — это только одна сторона медали. На другой стороне — ограниченные возможности для развития. Развитие НСТО часто сдерживает, например, нехватка актуальных IT-инструментов для эффективного управления бизнес-процессами и маркетингом. В том числе поэтому более 80% игроков работают с минимальной маржинальностью.

Еще один минус — повышенная уязвимость к кризисам. Чем меньше пул партнеров, тем сложнее может быть, например, приобрести запчасти, когда на складах явный дефицит. С марта по октябрь в Москве, Санкт-Петербурге и других городах закрылись более 500 СТО. По мнению многих участников Союза Автосервисов, в первую очередь, запаса прочности не хватило тем предпринимателям, которые работали по «старым лекалам» и стремились к обособленности.

Искать новые форматы партнерства


Два года назад у некоторых игроков появилась модель подписки. Теперь каждый независимый автосервис может использовать IT-решения и инструменты, с которыми работают франчайзи крупных сетей. При этом вступать во франшизу необязательно. А значит, не нужно вкладываться в переоборудование точек, в ремонт, оплачивать роялти и паушальный взнос. Достаточно платить лицензию за использование IT-системы. 

Компромиссный вариант между стратегией обособленности и вступлением во франшизу пришелся по душе многим игрокам. Хотя предприниматели, которые до сих пор работают «в серую», могут найти свой минус. Если речь идет об IT-решении, на которое предусмотрены государственные льготы и скидки (например, Wilgood Soft и др.), бизнес точно придется обелять. Но на это можно посмотреть с другой стороны: все крупные игроки работают «в белую», поэтому для небольшой СТО выход из «серой зоны» — это тоже в определенной степени шаг вперед.

Переориентировать бизнес на новые рельсы

Случаются действительно необычные истории, когда предпринимателям приходится радикально перестраивать бизнес-модель, потому что прежние методы больше не работают.

Именно это произошло с автодилерами. Ввозить новые автомобили в Россию сейчас очень непросто, а цены на авто увеличились на 30-60%. По прогнозам экспертов, к концу года спрос на них снизится на 50-55% по сравнению с 2021 годом. Что будет в будущем — пока неясно. Часть предпринимателей всерьез сомневается, что в ближайшие годы дилерские центры будут прибыльными. Поэтому игроки рассматривают возможность переоборудовать автосалоны в мультибрендовые автосервисы.

Автосервисная ниша предлагает бОльшую стабильность. Независимо от доходов и ситуации с импортом автомобилей, потребность в личном транспорте остается всегда. И если у автовладельца нет возможности приобрести новый автомобиль, он будет стараться поддерживать свою подержанную машину в хорошем состоянии. А значит, спрос на ремонт всегда будет стабильным.

При этом не у всех предпринимателей есть необходимые IT-инструменты и понимание, как работать в мультибрендовой модели. Кто-то пробует разбираться во всем самостоятельно. Другие предприниматели обращаются к более опытным игрокам. Вот почему разработчики отраслевого ПО получают все больше заявок на приобретение IT-системы для автосервисов именно от дилеров. Схожая картина наблюдается и по запросам на франшизу — например, в «Вилгуд» на 25-30% увеличился поток дилеров, которые хотят стать франчайзи.

Как выбрать стратегию развития на 2023 год

  1. Проанализируйте, с какими основными сложностями вы столкнулись в этом году. Хватило ли у вас внутренних ресурсов на их решение или вы искали ответы где-то еще?
  2. Постарайтесь оценить, сможет ли ваш бизнес функционировать и развиваться в прежней бизнес-модели. Возможно, для реального шага вперед вам нужны не косметические изменения, а более серьезные преобразования?
  3. Если вы — собственник СТО, который ищет развитие через партнерство с крупными игроками, подумайте, сколько ресурсов вы готовы в это вкладывать. Если франшиза — слишком затратный вариант, можно рассмотреть варианты подписки на сетевое IT-решение.
  4. Если вы — дилер, который хочет переоборудовать точку под мультибрендовый автосервис, важно понять, достаточно ли у вас ресурсов и знаний для самостоятельной работы. Можно поискать решения у более опытных игроков — это снизит риски больших финансовых потерь на первых этапах, когда вы будете только отлаживать работу новой СТО.
- Реклама -yandex.zen

Популярное