Иногда у нас возникают интересные вопросы к экспертам, и мы публикуем большие экспертные материалы. А иногда экспертные мнения являются недостаточно объёмными для отдельной статьи, и тогда мы публикуем их как отдельный небольшой дайджест. В первом выпуске дайджеста — три экспертных мнения про импортозамещение.
Удалось ли автомобильным компаниям импортозаместить IT-сервисы?
Цифровизация автомобильных дилеров, сервисов и производителей идёт всё активнее. Но проблема в том, что многие зарубежные сервисы ушли из России или стали сложно доступны. Удалось ли их заменить? Для всего ли есть аналоги?
Сергей Александров,
директор департамента цифровых технологий ГК «Современные транспортные технологии»
1. Удалось ли заменить IT-сервисы?
В последние годы российские автопроизводители активно развивают свои собственные IT-отделы и компетенции в области информационных технологий. Они создают собственные хранилища больших данных, цифровые платформы, разрабатывают программное обеспечение и внедряют новые технологии в процессы производства и управления.
В рамках стратегии импортозамещения, АО «ГК «Современные транспортные технологии» успешно заменила большую часть клиентских сервисов на отечественные разработки. В экосистеме сервисов Sputnik используются отечественные решения, в том числе и система оплаты клиентских сервисов, а система единой авторизации клиента является собственной разработкой. Компания также активно работает над разработкой новых клиентских сервисов, которые смогут успешно конкурировать на рынке IT и не будут уступать зарубежным аналогам.
2. Для всего ли есть аналоги?
Можно сказать, что есть аналоги у практически любого программного решения, но с оговорками.
Автомобильным компаниям России удалось в значительной степени импортозаместить IT-сервисы. Процесс замещения осложняют наличие проприетарного оборудования, интерфейс которого контролируется владельцем, и необходимость обеспечить непрерывность производства. Но уже сегодня, можно построить новую инфраструктуру на предприятии на базе отечественных операционных систем.
ОС и другое системное ПО действительно получило поддержку российских разработчиков, однако большинство разработок — это решения, построенные на open source-проектах.
Существуют риски того, что эти проекты закроют доступ для российского комьюнити, их релизы и функциональность будут сильно отставать от актуальных версий, а код от иностранных разработчиков в любом случае будет присутствовать в «импортозамещающей» программе.
3. Есть ли что-то, что до сих пор не удается импортозаместить?
Перечень софта, рекомендованного для замены на российские аналоги, уже включает в себя более 15 категорий. Это и операционные системы, серверы приложений, системы управления базами данных, антивирусы, веб-браузеры и т.д.
Однако, некоторые компоненты и технологии в автомобильной индустрии все еще трудно импортозаместить.
В целом, автомобильным компаниям удалось существенно снизить зависимость от импорта IT-сервисов, однако, полное импортозамещение требует дальнейших усилий в развитии технологической экспертизы и инфраструктуры.
Кирилл Биктимеров,
эксперт по автоматизации бизнес-процессов в транспортной логистике и автобизнесе компании «Первый Бит»
Автомобильный бизнес — это та, сфера которая меньше всего пострадала от ухода зарубежных сервисов. Куда больнее по ним ударило закрытие заводов зарубежных автопроизводителей и поставка комплектующих и автомобилей.
Если судить по нашим клиентам, российский IT-рынок на 99% покрывает текущие потребности данной сферы.
Начиная от первичного учета, учета торговых операций, CRM-систем (взаимодействие с клиентами), TMS (управление логистикой), WMS (складской учет) и заканчивая DMS (управление дилерским центром). В этом есть как плюсы — возможность роста для российских компаний, так и минусы — снижение уровня конкуренции.
Полное импортозамещение в автобизнесе — когда?
Сергей Гатауллин,
декан факультета «Цифровая экономика и массовые коммуникации»
Реальное импортозамещение в автопроме должно начинаться не с крупноузловой сборки импортных запчастей, а с возрождения и развития собственной технологической базы полного цикла производства автомобилей, включая смежные отрасли.
Следует помнить, одно рабочее место в автопроме создает около семи рабочих мест в металлургии, нефтеперерабатывающих комплексах, производстве компонентной базы.
К сожалению, технологическое отставание нашей страны от лидеров автоиндустрии остается значительным, а создание собственного глобально конкурентоспособного автопрома является делом сложным и затратным, как по времени, так и объемам долгосрочного инвестирования. И эти частно-государственные вложения должны приоритизировать человеческий капитал, как основу построения современной наукоемкой экономики и промышленности.
В этом аспекте будет полезным изучить опыт Китая, который за прошедшее десятилетие по уровню технологичности производства опередил большинство западных развитых стран, проложив себе путь и расширив присутствие на глобальном рынке в качестве самостоятельного игрока.
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.