18+

Воскресенье, 23 июня, 2024
business.auto.ru
ДомойЛонгридЭлектрификация поможет, но не всё так просто

Электрификация поможет, но не всё так просто

Дэниел Канеман и Амос Тверски были удивительными мыслителями. Несмотря на то, что они были психологами, Канеман получил Нобелевскую премию по экономике, которую он мог бы разделить с Тверски, если бы тот не ушел из жизни слишком рано.

Одна из их заповедей гласила: «То, что вы видите, — это все, что есть». Это ключевой момент в когнитивном предубеждении доступности, когда то, что легко и быстро доступно нашему немногословному сознанию, принимается за доминирующую парадигму или ответ. Например, я живу в густонаселенном городском районе, поэтому, когда я думаю о домах людей, я думаю о кондоминиумах и квартирах. В то же время глубокомысленные люди, которых я уважаю, живут в отдельных американских одноэтажных домах в пригородах, и поэтому предполагают, что в них живет гораздо больше людей, чем есть на самом деле, если только они не проверяют цифры.

Теперь перейдем к автомобилям.

Начнем с самого простого. Электрификация автомобилей с помощью аккумуляторов и электродвигателей — это решение, оно выигрышное и будет выигрышным везде, кроме гаражей, как у Джея Лено (американский телеведущий с огромной коллекцией из более чем 180 старинных автомобилей), где за старинными и устаревшими автомобилями любовно ухаживают и редко ездят. Это часть климатического решения, которое заключается в электрификации всего и сразу.

Почему? Есть несколько причин. Электричество повсеместно распространено в нашем обществе. Подключить его к электромобилям довольно просто, для этого достаточно выполнить небольшие электромонтажные работы силами квалифицированных специалистов, а подключение производится только один раз за десятилетия эксплуатации. Зарядные устройства на фонарных столбах дешевы и просты. Зарядные устройства на парковках торговых центров, ресторанов и работодателей — дешево и просто. Зарядные устройства в паркингах многоквартирных жилых домов дешевы в расчете на одну единицу, хотя, конечно, их установка — дело хлопотное.

Электричество как источник энергии для автомобилей дешево даже там, где оно дорого. Ветряные турбины и солнечные батареи очень эффективны и дешевы при производстве электроэнергии. Аккумуляторы очень эффективны для ее хранения и отдачи. Электродвигатели более эффективны, чем двигатели, сжигающие топливо и приводящие в движение поршни. Электромобили не тратят энергию на холостой ход. Электромобили тормозят, превращая электродвигатели в электрогенераторы, а замедление превращается в еще большее количество электроэнергии в аккумуляторах. Более 70% энергии ветра и солнца, используемой в автомобилях, превращается в поступательное движение, в то время как только 20-30% энергии нефти, выкачиваемой из скважин, превращается в поступательное движение автомобилей.

Альтернативные варианты, такие как водородные топливные элементы и синтетический бензин или дизельное топливо, получаемое из водорода, гораздо дороже и гораздо менее эффективны. При производстве водорода из электричества и воды 30% электроэнергии выбрасывается на ветер. При производстве водорода из природного газа с улавливанием углерода выбрасывается более 50% энергии, содержащейся в природном газе. Топливные элементы лишь на 50%-60% эффективны при превращении водорода в движение. Превращение водорода в синтетические заменители топлива требует больше энергии, а двигатели внутреннего сгорания, которые их сжигают, эффективны лишь наполовину по сравнению с топливными элементами.

Дальность действия не является проблемой. Аккумуляторы Tesla не так уж велики по количеству электроэнергии при их весе и размерах, однако они обеспечивают до 400 миль пробега на одной зарядке. Их грузовики Semi проезжают на зарядке до 500 миль, буксируя массивные прицепы. Крупнейший в мире производитель батарей для электромобилей CATL в этом году начал производство и поставку батарей с плотностью энергии в два раза выше, чем у батарей Tesla. Кремниевые химические технологии, коммерциализация которых идет полным ходом, способны обеспечить в пять раз большую плотность энергии, чем новые батареи CATL.

Вес автомобиля и загрязнение окружающей среды в результате износа шин не являются проблемами. Средний «легкий» автомобиль в развитых странах — это гигант, чудовищный по размерам по сравнению с автомобилями 1960-х или 1980-х годов. Износ шин и масса внедорожников и массивных пикапов, которые так любят в Европе и Северной Америке, находятся в том же диапазоне, что и у EV.

Пожары не являются проблемой. Вероятность возгорания бензиновых автомобилей в 20 раз выше. За последние несколько лет Range Rover и Land Rover уничтожили несколько гаражей в Великобритании, и около 120 000 единиц автомобилей были отозваны в связи с этой проблемой. Для тушения пожаров электромобилей требуется лишь новое оборудование и подготовка спасателей, которые в любом случае выезжают на пожары бензиновых автомобилей гораздо чаще. В электромобилях также нет плохих аккумуляторов, которые могут загореться. Мы знаем, как делать безопасные батареи, и мы это делаем.

Но последняя фраза о пожарах — это часть проблемы «что видишь, то и есть». Пожары в электромобилях — это истории о том, как человек кусает собаку, а пожары в газовых автомобилях — это истории о том, как собака кусает человека. В результате каждый пожар в электромобиле становится предметом глобальных заголовков. Каждый крупный пожар, вызванный газовыми или бензиновыми автомобилями, например, катастрофа в аэропорту Лутона или пожар на судне, доставлявшем автомобили, получает заголовки и спекуляции в социальных сетях о том, что причиной пожара являются электромобили. Противьтесь этому.

И, опираясь на эту идею, мы постоянно видим автомобили даже в густонаселенных районах. Улицы заполнены ими даже тогда, когда на тротуарах, велосипедных дорожках, в автобусах и невидимом метро людей гораздо больше, чем людей в автомобилях. Даже с учетом плотности городской застройки, которая так способствует электрификации всего, автомобили — это то, что мы видим за своими дверями. То, что мы не замечаем из-за того, что двух- и трехтонные, на резиновых колесах, из стали и стекла, высокотехнологичные объекты, обычно перевозящие только одного человека, так это то, как мало их по сравнению с количеством людей, и как мало они ездят.

Средний автомобиль используется примерно 5% времени. Остальное время он просто стоит, занимая место. Является ли автомобиль, занимающий место с выключенным двигателем, проблемой изменения климата? Не совсем. Будет ли электромобиль занимать меньше места или использоваться чаще? Не совсем. Будет ли он оказывать гораздо меньшее воздействие на окружающую среду при использовании? Безусловно. Будет ли более приятным для большего числа людей находиться внутри и снаружи автомобиля во время движения? Безусловно.

Но в западном мире мы привыкли думать, что автомобили есть у всех, а на самом деле это не так. 339 млн. жителей США составляют всего 4% населения Земли, и даже там 10% семей не имеют автомобилей, а в некоторых семьях автомобилей гораздо больше, чем людей. В Китае проживает 1,4 млрд. человек, что в четыре раза больше, чем в мире, а автомобилей там примерно столько же (причем электрических гораздо больше). То же самое можно сказать и об Индии. В Японии, как и в Канаде, на одного человека приходится гораздо меньше автомобилей. В ЕС их также намного меньше.

Среднестатистический человек за пределами разросшихся пригородов Америки, Австралии и некоторых канадских городов имеет гораздо больше возможностей не пользоваться автомобилями вообще, а молодые поколения голосуют ногами. В буквальном смысле слова, поскольку они больше ходят пешком, больше ездят на велосипедах, больше пользуются общественным транспортом и почти не покупают автомобили.

Важно перевести личный автотранспорт на аккумуляторные батареи. Они остаются большой проблемой для климата. Но по мере модернизации остального мира фетишизация личного автомобиля уже не так распространена, как это было на Западе в последние несколько десятилетий. Появилось гораздо больше альтернатив, включая более доступный транспорт, электровелосипеды и системы совместного использования автомобилей, которые стремительно развиваются, уменьшая процент автомобилей, простаивающих на парковках, и сокращая выбросы.

Когда вы смотрите в окно или идете по улице, не попадайте в ловушку предвзятого мнения о том, что кроме автомобилей ничего нет, и что достаточно лишь электрифицировать их. То, что вы видите, — это еще не все.

По материалам Forbes.

Автомаркетолог
Автомаркетолог
Автомаркетолог — сообщество профессионалов, экспертная информация в различных сферах автомобильного бизнеса, обмен лучшими практиками между автомобильными компаниями.
Тандем Трэк — перевозка легковых автомобилей автовозами по России
- Реклама -yandex.zen

Популярное