За последние 5 лет в сфере мобильного маркетинга в авторитейле произошли огромные изменения. Ни для кого не секрет, что мобайл активно захватывает мир. Но изменилась не только его позиция относительно десктопа, но и сам процесс потребления мобайла клиентом. В прошлом году мое агентство Edison.vc запустило стартап Yolker. ru — первый сервис мессенджер-маркетинга в автобизнесе. В ходе работы над проектом мы провели масштабное исследование текущей ситуации в мобильном маркетинге на зарубежном и отечественном рынках, изучив более 20 авторитетных источников. Собранный массив данных сподвигнул нас углубиться еще дальше и провести самостоятельное исследование 300 автодилеров России по собственной методологии. Этими материалами я и хочу поделиться.
Приготовьтесь, впереди вас ждет очень много цифр, но поверьте, они настолько впечатляющие, что скучать не придется.
Немного о мобайле
Чтобы понять масштаб изменений, которые произошли в сфере мобайла за последние несколько лет, достаточно взглянуть на статистику.
- Средний владелец смартфона разблокирует свой телефон примерно 150 раз в день.
- 58% пользователей мобильных устройств проверяют уведомления и входящие несколько раз в час.
- В среднем человек касается своего телефона 2617 раз в день.
А теперь немного устрашающих цифр для самых заядлых скептиков.
Мы проводим в телефоне за день 2 часа и 51 минуту. Кажется, что это не так много, учитывая, что смартфон необходим и по рабочим вопросам. Но цифра становится внушительнее в сравнении со временем, проведенным с семьей. А это всего 45 минут в день.
Современный человек проведет 5 лет и 4 месяца своей жизни в социальных сетях.
Влияние мобайла на бизнес
Столь мощная тенденция, безусловно, активно влияет на бизнес и его восприятие.
- Мобильные устройства последние 3 года опережают десктоп и уже сейчас 69% трафика находится в мобайле. Именно поэтому мобильные технологии стали самым актуальным и мажоритарным каналом в маркетинге.
- К 2021 году доля мобильного трафика в России вырастет до 80%.
- Ситуация в социальных сетях аналогична: более 70% просмотров Youtube происходит на мобильных устройствах. Всего же со смартфонов мы потребляем около 80% соцсетей.
- Уже в этом году доля мобильной коммерции составит 45% от общего объема продаж мирового рынка.
- В настоящий момент 86% покупателей используют как минимум 2 канала при совершении покупки.
- За счет появления и распространения адаптивной версии сайтов конверсия мобайла относительно десктопа выросла на 64% за последние 3 года.
Огромную ценность для автодилеров имеют геолокационные сервисы.
- 71 % покупателей ищут подтверждение адреса с помощью своих смартфонов перед тем, как посетить новую для них точку. При этом 88% клиентов при поиске локации учитывают и уровень отзывов.
- Если говорить про транзакции, то 70% мобильных клиентов, которые находят бизнес в сети, совершают
целевое действие в течение 1 часа. - 7 из 10 пользователей, совершив поиск местоположения ДЦ, после этого посещают его.
Анализируя пользовательский путь во время процесса
покупки автомобиля, мы выяснили, что смартфон для
клиента выполняет 3 основных функции:
- сравнение цен;
- исследование моделей и комплектаций;
- поиск дилеров.
Но мобайл также диктует бизнесу свои правила. Например, необходимо учитывать, что 53% посещений сайтов с мобильного отменяются, если загрузка страниц занимает более 3 секунд. И что более важно, 80% из них не возвращаются.
Проведенное нами исследование 300 автодилеров подтверждает, что в реальности многие оказались не готовы к мобилизации. Поэтому 2020 год — лучший год для построения отдельной стратегии для мобайла. Когда, если
не сейчас?
Исследование автодилеров
Мы провели полномасштабное исследование российских дилеров. На основании собранной статистики было выведено 9 параметров и проанализировано 300 сайтов ДЦ. В работу были взяты 20 автомобильных брендов. Также выборку репрезентативно распределили по местоположению: Москва — 40%, СПб — 20%, 40% — регионы.
Параметр 1: активность дилеров в социальных сетях.
Как уже говорилось, 80% людей потребляют контент в соцсетях через мобайл, соответственно это большая часть мобильного маркетинга, имеющая большое значение для бизнеса.
Ситуация: около 70% дилеров имеют страницы в нескольких соцсетях. И всего у 23% не удалось обнаружить аккаунтов.
Региональные особенности: наблюдается различие в выборе социальных сетей у дилеров, использующих 1 соцсеть: в Москве популярнее Cоциальная сеть, основанная Марком Цукербергом, в СПб распространен VK, а в регионах — американская соцсеть для обмена фотографиями и видео, основанная Кевином Систромом и Майком Кригером.
Параметр 2: размещение карточек ДЦ в сервисах карт.
Очень важный параметр для представленности дилеров в мобайле, так как ключевой инсайт — это поиск контактов.
Ситуация: 100% дилеров присутствуют в сервисах геолокации, а 41% размещаются платно.
Региональные особенности: ввиду того, что есть некоторая монополизация, а конкуренция относительно слабая, региональные дилеры не активно тратят деньги на платное размещение. В Москве и СПб наблюдается ровно обратная ситуация.
Параметр 3: наличие отдельных рекламных кампаний
70% потребления трафика происходит через мобильные устройства, поэтому наличие отдельной стратегии крайне важно.
Ситуация: только каждый пятый ДЦ имеет рекламные кампании адаптированные для мобайла с коммуникацией отличной от десктопной версии.
Региональные особенности: как таковых отличий по данному параметру между регионами нет, но столичные дилеры оказались чуть менее активны и заметны.
Параметр 4: наличие адаптивной версии
За последние 5 лет мобильная верстка сайтов превратилась из необязательной рекомендации в общепринятое требование.
Ситуация: только 2% сайтов дилерских центров не имеют адаптивной версии.
Региональные особенности: согласно нашему исследованию из всей выборки всего у 1 дилера в Москве и у 2 в регионе не разработана мобильная версия сайта. Но такие цифры существуют скорее в рамках погрешности измерений.
Параметр 5: скорость загрузки сайтов
Как мы уже знаем, 53% людей покидают сайт, если скорость загрузки превышает 3 секунды. Таким образом часто сливаются бюджеты рекламных кампаний: клиент заходит на сайт, дилер платит за клик, но, не дождавшись, пользователь уходит.
Ситуация: анализируя сайты, мы выделили 3 группы: скорость загрузки до 3 секунд, от 3 до 6 секунд и более 6.
Только 48% сайтов попали в первую группу.
Региональные особенности: самые низкие показатели загрузки, как ни странно, отмечены в Санкт-Петербурге.
Параметр 6: использование виджетов лидогенерации на сайте
Отношение ко всякого рода онлайн-консультантам и коллбекам сложилось неоднозначное. Но точно известно, что они значительно увеличивают конверсию с мобайла.
Ситуация: результаты анализа были разделены по 3 группам: нет виджетов, 1 виджет, 2 и более. Последняя группа самая обширная — 55%. Это говорит о перенасыщении сайтов формами лидогенерации, что определенно повышает процент отказов посетителей.
Региональные особенности: больше всего виджетов обнаружено на сайтах региональных дилеров.
Параметр 7: использование дилерами мессенджер-маркетинга
Популярность мессенджеров не перестает расти, ровно как и трафик в них. Этот канал обладает огромным количеством возможностей для роста, но, как показало исследование, практически не используется автодилерами.
Ситуация: только 3% или каждый 30-ый дилер применяет мессенджер-маркетинг на практике.
Региональные особенности: неожиданно по данному параметру самые низкие показатели в московских ДЦ.
Параметр 8: используемые мессенджеры
Какие мессенджеры используют эти 3%?
Ситуация: половина дилеров использует сразу несколько мессенджеров, каждый третий только WhatsApp, а Telegram каждый пятый.
Региональные особенности по данному параметру не имеют значения, поскольку составить полную картину, имея
данные только 9 дилеров, невозможно.
Параметр 9: использование дилерами чат-ботов
Некоторые из автодилеров, использующих мессенджер-маркетинг, пошли еще дальше и поместили на сайт ДЦ чат-бота.
Ситуация: таких дилеров оказалось всего 3.
Региональные особенности: находятся они в Санкт-Петербурге и в регионе. В Москве по данному параметру нулевой показатель.
Зачем нужен мессенджер-маркетинг
После столь неутешительных результатов по последним 2 параметрам вполне закономерно всплывает вопрос: может быть, если никто не использует мессенджер-маркетинг, то он и не нужен?
Мессенджер-маркетинг — это крупнейший канал, который в ближайшие 3 года захватит 80% всех коммуникаций в B2C. И судя по текущей динамике, в ближайшие 2 года нам предстоит наблюдать рост мессенджеров как канала обслуживания клиентов на 250%. По сравнению с этим роль звонков и email снизится на 70% и 60% соответственно.
Самым загружаемым мессенджером уже несколько лет остается WhatsApp. Но не только в мире: в России это также самый популярный по потреблению мессенджер.
Какие действия совершают пользователи в WhatsApp?
- 8 из 10 клиентов, совершающих покупки, пользуются WhatsApp.
- 23 раза в день в среднем пользователь заходит в этот мессенджер.
- 49% аудитории WhatsApp в возрасте от 35 до 64 лет. То есть это платежеспособная категория людей, которые как раз и становятся клиентами дилерских центров.
Преимущества мессенджер-маркетинга, как канала продаж:
- распространенность;
- один канал коммуникации для всех этапов воронки;
- персональность; 4. более высокая конверсия по сравнению с остальными каналами;
- скорость взаимодействия;
- время и стоимость обслуживания клиента.
Чат-боты используются в разных отраслях: туризме, банковском деле, медицине и в производственных компаниях. Но как автодилер может использовать чат-бот?
Большинству предпринимателей известно понятие «воронка продаж» — система метрик, помогающая компаниям отследить каждое изменение от этапа информирования до конверсии продаж. Изначально воронка включала 3 шага: зашел на сайт — написал — купил. Но процесс взаимодействия с покупателем изменился и воронка для бизнеса стала шестиступенчатой (AAARRR Funnel). Теперь она включает 6 основных этапов, в каждом из которых чат-бот выполняет определенную функцию.
1. Этап информирования.
- Автоответы на часто задаваемые вопросы.
- Консультация менеджера (авто в наличии, данные о комплектации, фото автомобиля).
2. Этап привлечения.
- Сбор контактов для ретаргетинга и других маркетинговых активностей.
Мини-лендинги для соцсетей. - Сквозная аналитика; анализ поведенческих факторов на основе истории взаимодействия клиента с ботом.
3. Этап активации.
- Мини-лендинги с офферами под встроенные в мессенджер браузеры.
- Информационные рассылки по всей базе/сегментация клиентов с OR 70-90% и CTR 20-30% (актуальные акции,
индивидуальные предложения).
4. Этап удержания.
- Индивидуальные предложения.
- Оценка авто в трейд-ин без визита в ДЦ.
- Авторасчет страховки или кредита.
5. Этап доходности.
- Автоворонка продаж.
- Автоматический сбор лидов (запись на ТД/сервис, заявка на покупку автомобиля).
6. Этап виральности.
- Сбор обратной связи / NPS (автоматическая отправка в клиентскую службу).
- Чат-боты, возможно, и есть тот инструмент, который поможет автобизнесу перейти в новую формацию, более эффективную и современную. Будьте первым, кто сделает шаг в будущее!
Контрибутор: Александр Эрнезакс, digital-агентство Edison.vc
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.