18+

Вторник, 15 октября, 2024
business.auto.ru
ДомойDigital transformationНюансы цифровой трансформации

Нюансы цифровой трансформации

Планировать цифровую трансформацию нужно было уже вчера. Организации, которые откладывают её на завтра, могут не дожить до этого самого «завтра». Поэтому уже несколько лет подряд цифровая трансформация находится на первом месте среди технологических трендов, обгоняя такие, казалось бы, важнейшие задачи как обеспечение кибербезопасности и высококлассного пользовательского опыта.

Согласно метаанализу сервиса планирования карьеры Zippia, в 2021 году на цифровую трансформацию было потрачено 1,5 триллионов долларов — а к 2023 году это число достигнет 6,8 триллионов долларов.

Зачем компании столько тратят? Чтобы сэкономить и заработать ещё больше.

56% CEO утверждают, что уже видят улучшения с точки зрения прибыли. По их словам, внедрение цифровизации повышает операционную эффективность, ускоряет маркетинг и позволяет лучше соответствовать ожиданиям клиента. 87% руководителей считает, что цифровая трансформация перевернёт их рыночную сферу с ног на голову. В хорошем смысле.

Да, по идее, после внедрения цифровой трансформации, всё должно стать немного проще, лучше, удобнее, выгоднее. Но при закладке фундамента, при разработке стратегии цифровой трансформации, придётся немало подумать, потрудиться и принять немало ответственных решений.

Первое — это уровень кастомизации.

Давайте проведу аналогию. У вас дома наверняка стоит компьютер. Половина моей аудитории наверняка просто купила готовое решение и радостно им пользуется. Другая половина — «заморочилась», собрала компьютер с нуля, выбрав оптимальный для них процессор, видеокарту, установив нужные программы и настроив их так, как их душе угодно. Кто в выигрыше? В краткосрочной перспективе — первые, потому что они сэкономили на труде по сбору и по принятию решений, а всё равно могут решать большинство задач без проблем. В долгосрочной перспективе — скорее вторые. Ведь у них есть возможность более эффективно справляться со специфичными потребностями. Например, видеомонтажёру нужно очень много быстрой памяти, программисту, работающему с нейросетями —специальный графический процессор, геймеру — быстрая видеокарта, и дизайнеру не обойтись без графического планшета.

При цифровизации многие продукты продаются как one size fits all, вас убеждают, что можно просто установить, немного настроить всё и пользоваться. И да, в большинстве случаев это так. Кроме того, некоторые эксперты советуют в принципе не настраивать программное обеспечение, а просто пользоваться как есть. Но это очень идеалистичное мнение. Все компании разные. И у всех есть различные потребности. Потому сразу всё точно не подойдёт.

Но возникает вопрос. Нужно ли вам подстраивать свои процессы в компании, чтобы они больше соответствовали тому, как работает выбранный вами цифровой инструмент или их совокупность? Или, наоборот, выделить время и ресурсы, чтобы подогнать программу или сервис под устоявшиеся процессы или под новые, которые вы намереваетесь внедрить.

Ответ обычно находится где-то посередине. Вам точно не нужно перекраивать всю свою операционную деятельность под то, как работает тот или иной продукт, но, с другой стороны, не нужно радикально менять программное обеспечение, не оставляя камня на камне. Если ваши потребности столь специфичны, возможно, стоило бы вообще создать программное обеспечение с нуля?

Но в большинстве случаев это не понадобится. Каким бы ни было уникальным ваше УКП, ваши процессы и принципы внутреннего взаимодействия в компании вряд ли изобретены с нуля.

Потому рекомендуется при создании цифровой стратегии принимать решение отдельно по каждому отдельному направлению. Обычно, поступают следующим образом — там, где дело касается «закулисной» работы, например, документооборота, финансов и так далее, вполне можно подстроиться под те готовые решения, которые вам предоставляет используемое вами цифровое решение. А вот для тех аспектов, которые являются лицом вашей компании, например, клиентский опыт — тут лучше не выбирать стандартных решений и заложить ресурсы на кастомизацию программного обеспечения. Это может быть непросто, но делается всего один раз. Ну, как минимум, пока вы заново не захотите всё перетряхнуть в своей компании. Но это уже совсем другая история.

Но ещё перед кастомизацией возникает другая проблема. Казалось бы, хорошие новости, на рынке есть множество ERP-систем, CRM-систем и других замечательных инструментов, которые могут, так сказать, оцифровать вашу компанию, улучшить протекающие в ней процессы и позволить вам достичь таких высот, каких вы ещё не достигали ранее. Плюс появляется всё больше новых решений, в том числе на базе искусственного интеллекта, машинного обучения и так далее.

В чём же подвох? Как раз в этом. Выбор — это хорошо. Но чем больше выбора, тем больше мы в итоге теряемся. Как найти тот продукт, который будет максимально соответствовать нашим задачам? Да, кастомизация может до какой-то степени помочь, но должна быть база, фундамент, на которой её строить.

Возникает аналитический паралич, который звучит куда интереснее по-английски — analysis paralysis. Компанию будто парализует, она хочет найти самый-самый лучший вариант, перебирает многочисленные опции, боясь что-то упустить, а также осознавая, какие ресурсы вкладываются в цифровую трансформацию. Ведь права на ошибку нет, правда?

Я вас разочарую. Идеального выбора нет. Какой бы продукт вы ни предпочли, всегда найдётся что-то лучше, равно как и найдётся что-то хуже. Потому при разработке цифровой стратегии очень важно идти по тонкой грани.

С одной стороны, не нужно брать, что попало. Надо объективно оценить, что вам нужно, а что не нужно — и просеять имеющиеся на рынке продукты через сито ваших объективных потребностей. Выберите несколько аспектов, на которых ваша компания будет стремиться сосредоточиться — и вы удивитесь, каким коротким останется финальный список продуктов, которые отвечают вашим запросам.

С другой стороны, не нужно поддаваться аналитическому параличу. Большинство продуктов на рынке как минимум хороши. Иначе они были бы неконкурентоспособны, иначе их бы не покупали. Тем более что способов отследить репутацию того или иного продукта сейчас больше, чем когда-либо. Отзывы, обзоры, оценки. Всё у вас под рукой. Так что не откладывайте решение слишком сильно. Чем дольше вы будете это делать, тем больше будет страдать ваша компания. Излишне долгое принятие решений растягивает цифровую трансформацию, истощает ресурсы компании, понижает мотивацию сотрудников.

Может ли быть так, что вы ошиблись и выбрали неверный продукт? Вероятность этого мала, но даже если так, в наше время всегда можно перейти с одного цифрового инструмента на другой. Да, это время, ресурсы и затраты. Но знаете, что ещё требует время, ресурсы и затраты? Аналитический паралич. И уж лучше попробовать, ошибиться и скорректировать курс, чем просто тянуть время.

Ну и последний вопрос, который хотелось бы рассмотреть в этом выпуске — брать ли один продукт или несколько.

Когда вы выбираете ERP и смотрите презентацию продукта, картинка рисуется утопическая. Разработчики обещают, что при помощи одного программного решения вы сможете решить все свои насущные проблемы. Что достаточно один раз всё установить — и больше ничего не понадобится, все подразделения вашей компании, все ваши внутренние отделы, всё будет работать под единым «крылом» мощного и многофункционального продукта. Картинка, конечно, красивая. Хотелось бы, чтобы оно так было. Но может ли такое быть правдой?..

Как ни странно, да, может. Некоторые организации и правда могут обойтись лишь одним программным продуктом, который подойдёт им во всех аспектах. Но тут скорее заслуга не самого этого продукта, а того факта, что потребности компании совпали с возможностями, которые предоставляет инструмент.

Увы, это получится далеко не у всех. Потому возникает другая крайность — некоторые стремятся найти для каждого отдельного функционального слоя организации отдельное программное решение, отдельный продукт.

Как и всегда, истина находится где-то посередине. Компромиссным решением будет найти ERP-систему, которая сможет охватить 60-80% ваших потребностей, после чего выбрать лучшие на рынке решения для оставшихся 20-40%. Да, возможно, интеграция будет не столь глубокой, но это будет с лихвой компенсироваться тем, что, как правило, узкоспециализированный продукт способен решать задачу лучше и эффективнее. 

В то время как всеобъемлющее решение выигрывает именно за счёт унификации и стандартизации, но может проигрывать в специализации.

И это лишь несколько точек принятия решения, на которые вам нужно обратить внимание. Да, иногда вам нужно будет делать нелёгкий выбор, но помните, что обычно для этого не нужно глубоко разбираться в цифровой трансформации или программных технологиях. Достаточно обычного рационального мышления, понимания, что важнее всего для вашей компании (или будущего видения этой компании), а также умения идти на разумные компромиссы. В том числе и с самими собой.

Роман Тарамакин
Роман Тарамакин
Главный редактор ЭПИ «Автомаркетолог»
- Реклама -yandex.zen

Популярное