18 января Президент Ассоциации Российские Автомобильные Дилеры (РОАД) провёл пресс-конференцию, где осветил результаты работы авторынка России за 2023 год, сделал прогнозы на 2024 год и рассказал об инициативах Ассоциации. Полную запись конференции вы можете посмотреть по этой ссылке. Цель текущей публикации – обзор авторынка России, основанный на презентации РОАД с пресс-конференции.
Прежде всего, посмотрим на авторынок России в целом.
Нередко авторынок России делят на новые автомобили и автомобили с пробегом. И значения сильно варьируют. Однако если посмотреть на полный авторынок России, он относительно стабилен, со средними продажами всех автомобилей около 7.5 миллионов единиц за последние 10 лет. При этом доля новых автомобилей стабильно падает, в силу того, что покупательная способность потребителей России банально падает, по сравнению с ростом цен.
В то же время финансовый объём рынка постоянно растёт. Однако основной прирост приходится на долю автомобилей с пробегом, опять таки в силу того, что потребители России не могут себе позволить новые автомобили.
Текущий тренд приводит к тому, что около 70% автопарка России старше 10 лет, а более 25% автопарка старше 20 лет! Можно спорить с тем, какое количество этих автомобилей всё ещё на ходу, однако количество зарегистрированных автомобилей с этим возрастом именно такое. И именно по количеству зарегистрированных автомобилей считается возраст автопарка в большинстве стран.
Теперь сделаем подробный обзор рынка новых автомобилей.
Последнее время многие СМИ часто пишут о том, что “рынок новых автомобилей вырос”. И он таки действительно вырос, но относительно чего? Рынок новых автомобилей вырос относительно рекордного падения в 2022 году. А по сравнению с 2021 годом рынок, по прежнему далёк от восстановления.
Также имеет смысл отметить, средний рынок новых автомобилей в России за последние 10 лет имел объём около 1.8 миллионов единиц. И мы считаем именно эту цифру реальным потенциалом рынка новых автомобилей России. Другими словами – рынок имеет значительный потенциал дальнейшего роста.
На слайде ниже показан анализ средних ежемесячных продаж новых автомобилей за последние три года.
В 2021 году в России присутствовало около 60 автомобильных брендов. В 2022 году около 45 брендов ушил из России. В 2023 году количество брендов начало восстанавливаться, в основном за счёт Китайских марок. Ниже показана динамика структуры авторынка в разрезе брендов.
В 2024 году РОАД прогнозирует уровень продаж новых автомобилей на уровне 1.1 миллиона единиц в реалистичном сценарии и 1.3 миллиона единиц в оптимистичном сценарии.
Ниже показаны бренды лидеры продаж новых автомобилей. В то время как АвтоВАЗ остается текущим лидером, на передний рубеж выходит всё больше китайских брендов. В данной секции необходимо отметить, что в продажи также включены бренды, не имеющие официальных представительств в России, ввезённые по каналу параллельного импорта.
Ниже показаны бренды лидеры роста продаж в 2023 году, по сравнению с предыдущим годом.
Ниже показана динамика структуры авторынка России в разрезе происхождения брендов за 2023 год. Доля российских автопроизводителей падает, доля китайских автопроизводителей растёт.
Китайские бренды, средний уровень продаж которых за последние 10 лет был около 65 тысяч единиц, в 2023 году достиг почти, что 550 тысяч автомобилей.
В России в 2023 году были проданы автомобили около 60 китайских брендов.
На текущий момент в России около 2100 дилерских центров китайских брендов.
При этом китайские автопроизводители имеют дальнейшие планы увеличения продаж в России, на наш взгляд оторванные от реальности. Китайские автопроизводители неэффективно планируют продажи, что приводит к убыткам, как для самих автопроизводителей, так и для дилеров. А, в коечном счёте, подобный подход негативно влияет на потребителей, которые могут столкнуться с риском выхода бренда с авторынка России и, соответственно, сложностями с обслуживанием автомобиля.
Ниже представлены индивидуальные планы китайских автопроизводителей на 2024 год.
РОАД прогнозирует рост продаж Российских автопроизводителей в 2024 году более консервативно, при этом реалистично.
Теперь давайте анализируем авторынок России по типу двигателя.
Автомобили с бензиновым двигателем продолжают доминировать на авторынке России, причём их доля в 2023 году выросла. В свою очередь доля дизельных автомобилей немного упала. В то же время доля электромобилей, хоть и показала значительный рост в процентах к предыдущему году, остается на уровне около 1 процента.
Давайте анализируем цены на новые автомобили
Средняя цена на новый автомобиль достигла почти трёх миллионов рублей, что на 44% выше, чем в 2021 году и на 27; выше, чем в 2022 году.
При этом сегмент “бюджетных” автомобилей, то есть автомобилей ценой до 2 миллионов рублей (а теперь это уже можно назвать “бюджетным”) стабильно уменьшается в последние три года.
Чтобы понять причины роста цен, необходимо понять, как они формируются. Давайте посмотрим на формирование цен на импортные автомобили.
Есть мнение, что на импортных автомобилях много зарабатывают дилеры, есть другое мнение, что импортные автомобили из Китая изначально дорогие. Оба мнения неверны. Львиная доля высоких цен связана с государственными сборами. Ниже показан пример из чего они состоят на основе бюджетного автомобиля Jetta VA3. На выезде из Китая этот автомобиль стоит 930 000 рублей, при попадании в шоурум, его розничная цена достигает 2.2 миллионов рублей. При этом маржа дилера равна примерно 6.5% и, соответственно 145 000 рублей.
При этом, говоря о росте цен, Российские бренды показали более высокий рост цен в 2023 году, чем китайские бренды.
Итак, каковы причины роста цен на новые автомобили?
Прежде всего, это неустойчивая ключевая ставка Центробанка за последние 10 лет.
Также на рост цен негативно влияет нестабильный курс рубля.
Не менее важно, что в 2023 году существенно повысился утилизационный сбор на автомобили. Ниже показан пример роста утилизационного сбора на три различных типа автомобиля.
Повышение цен на автомобили также связано с отсутствием в России рынка производства запчастей.
Несмотря на то, что основная часть данной статьи посвящена новым автомобилям, мы также хотим дать короткий обзор рынка автомобилей с пробегом.
2023 год стал рекордным в истории по количеству продаж автомобилей с пробегом, достигнув более 71. Миллионов единиц. Это является свидетельством рекордного роста цен на новые автомобили.
При этом в конце 2023 года динамика продаж автомобилей с пробегом пошла вниз, что в немалой степени связано с повышением кредитной ставки Центробанком.
Лидерами продаж на Российском авторынке в 2023 году оставались автомобили АвтоВАЗ. Так как активный рост продаж автомобилей китайских брендов начался только в последние пару лет, пока что они не заняли серьёзных позиций на вторичном рынке. Доля китайских брендов – всего 0.6% среди 30 топ брендов автомобилей лидеров вторичного рынка.
Цена на автомобили с пробегом также выросла и, на конец 2023 года, достигла 1.3 миллиона рублей.
В следующей публикации, которую мы планируем через неделю, мы осветим вторую часть пресс-конференции РОАД – инициативы для продвижения авторынка.
Авторы: Сергей Наумовский, Алексей Подщеколдин
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.