18+

Вторник, 8 октября, 2024
business.auto.ru
ДомойАвтомобильный маркетингКитайский рынок электромобилей — тенденции развития

Китайский рынок электромобилей — тенденции развития

Что ждёт китайский рынок электромобилей, какие тренды его развития ожидаются и как это повлияет на российский рынок? Мы спросили об этом экспертов.

Вот несколько трендов, которые были выделены:

  1. Доминирование электромобилей. Китай активно развивает рынок электромобилей, как для внутреннего потребления, так и для экспорта. Это связано с государственной поддержкой, развитием технологий и инфраструктуры зарядки. Электромобили становятся всё более популярными за счёт их простоты в производстве, эксплуатации и обслуживании.
  2. Развитие технологий батарей и увеличение запаса хода. Производители активно работают над увеличением запаса хода электромобилей за счёт развития технологий батарей. Это включает в себя использование различных типов батарей и постоянное совершенствование производства.
  3. Электрификация массового и премиального сегментов. В Китае развивается как массовый, так и премиальный сегменты электромобилей. Производители делают ставку не только на бюджетные модели, но и на автомобили с расширенными функциональными возможностями и большим запасом хода.
  4. Инвестиции в развитие технологий и инфраструктуры. Государство активно инвестирует в развитие технологий и инфраструктуры для электромобилей. Это включает в себя поддержку автопроизводителей, создание необходимой инфраструктуры для зарядки и развитие технологий автопилота.
  5. Активная презентация новых моделей и технологий. Китайские автозаводы представляют новинки на рынке чаще, чем производители из других стран. Они делают ставку на передовые технологии, включая усовершенствованные системы автопилота, что делает их продукцию конкурентоспособной как на внутреннем, так и на мировом рынке.

 

Мнения экспертов

Дарья Сапунова,
директор по маркетингу и рекламе ООО «Мир-Дистрибьютор»

В 2023 году китайский авторынок впервые в истории пересек отметку в 30 миллионов проданных автомобилей. К таким объемам ранее не приближался ни один рынок в мире.

При этом на «автомобили новой энергии» (к этой категории в КНР причисляют электромобили и гибриды) приходится уже почти треть всех продаж: 9,495 млн из 30,094 млн машин.Китайский автопром вполне логично взял курс на развитие этого сегмента, не достигнув высот в области производства автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Электромобиль проще в изготовлении, особенно в условиях массового автоматизированного производства. На нем проще скомпоновать полный привод, поэтому, если сравнивать электромобили с их бензиновыми одноклассниками, мы увидим, что полноприводных электрических моделей гораздо больше. Добавьте к этому более простые и дешевые эксплуатацию, обслуживание и ремонт.

На ранних этапах развития рынка ключевую роль в формировании интереса потребителей к электромобилям и обеспечении их приемлемой стоимости играли государственные субсидии. Но сегодня на экономику производства этих машин влияют эффект масштаба и развитость технологических процессов.

Однако госсубсидии по-прежнему имеют большое значение. Например, китайская компания BYD в 2022 году получила от государства 2,1 млрд евро на развитие «зеленых технологий». Это не могло не отразиться на стоимости машин, хотя сам автопроизводитель и отрицает, что госсубсидии способствовали снижению розничных цен на электромобили BYD.

В прошлом году Китай экспортировал 1,727 млн электромобилей, что составило 33% от всего китайского автомобильного экспорта (5,221 млн) и 30% от числа всех электромобилей, проданных в мире за пределами Китая!

В России по состоянию на 1 января 2024 года зарегистрировано 39 100 электромобилей.Причем почти половина из этого числа (14 089 единиц) была приобретена в 2023 году. А продажи электромобилей в первом квартале 2024-го показали рост в 3,5 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Так что интерес к электромобилям продолжает расти. И если раньше на нашем рынке доминировали в основном Tesla и Nissan Leaf, то сегодня в РФ продаются уже 19 моделей электромобилей, причем 16 из них – китайских брендов.

В самом Китае даже на фоне сокращения мер господдержки покупки электромобилей продолжается снижение их стоимости за счёт эффекта масштаба и отработанных технологий.

Развиваются и технологии производства батарей. Так, за последние пять лет научились изготавливать железо-фосфатные батареи, которые при более низкой стоимости приближаются по плотности хранения энергии к никель-кобальтовым. Это позволяет устанавливать железо-фосфатные батареи не только на автобусы, но и на легковые автомобили. А между тем на очереди уже натрий-ионные батареи, заменяющие литий-ионные. Крупнейший в мире китайский производитель батарей CATL уже начал серийный выпуск натрий-ионных батарей, и их можно купить. При этом он же развивает направление твердотельных аккумуляторных батарей: премиальный SAIC IM LS6 запускают в производство с 900-вольтовой твердотельной батареей CATL, сверхбыстрой зарядкой и запасом хода в 1000 км!

Развитие китайских электромобилей идёт в нескольких направлениях. Во-первых, производители делают ставку на люкс-сегмент. Массовый рынок электромобилей в Китае уже заполнен сотней бюджетных версий с железо-фосфатной батареей в 39 кВт.ч и утилитарным набором функций, так что конкурентная ниша теперь — авто с запасом хода под 1000 километров, комфортом бизнес-джета и мультимедийной системой домашнего кинотеатра.

Во-вторых, идет развитие в сторону увеличения запаса хода авто в основном за счёт развития технологий производства батарей и приводов.

Наконец, появляется всё большее количество сенсорных экранов: их дешевле производить и легче компоновать, чем кнопки и рычажки, к тому же потребитель уже привык к тачскринам на своих мобильных устройствах.

Все это мы скоро увидим в России.

 

Тимур Шакиров,
инженер по инструменту ОКБ «Электроавтоматика»

Создание игрушек для всего мира в 2000-е года является главным козырем Китая сегодня.

Китайский автопром проиграл гонку в разработке двигателей внутреннего сгорания своим западным конкурентам поздно в нее вступив.

Но при этом, все время пока во всем остальном мире покупали китайский инструмент и машинки на радиоуправлении в стране набирались экспертизы в области аккумуляторов и электродвигателей. И сегодня, когда ключевые европейские дизайнеры уже трудятся над силуэтами автомобилей из поднебесной, эта экспертиза играет ключевую роль в электрификации китайского автопрома.

По данным Bloomberg уже Китай продает более половины всех электромобилей на Земле и эта тенденция не имеет серьезных причин снижаться. Наоборот, последние новости говорят только о ее усилении. BYD планирует массово начать продавать бюджетный электромобиль стоимостью менее 10.000$, в то время как их главный западный конкурент — Tesla, заявил о закрытии разработки бюджетного электромобиля (прим.ред — пару дней назад это было опровергнуто, но у экспертов есть сомнения).

Пока что, для российского потребителя это не является поводом волноваться, так как до сих пор самые популярные электромобили в России — премиальный сегмент, что говорит о неготовности людей покупать электромобиль в качестве повседневного и единственного вида транспорта.

 

Ирина Франк,
управляющий директор Frank Auto

Китайский рынок электромобилей продолжит стремительный рост. Государство активно инвестирует в развитие технологий и инфраструктуры для электромобилей, а также поощряет автоконцерны к переходу на производство электротранспорта. 

Китайские автозаводы представляют новинки чаще других мировых производителей. Наиболее конкурентоспособными являются именно новые модели электрокаров с передовыми технологиями, например, усовершенствованным автопилотом.

В апреле стартовал очередной Пекинский автосалон, который посетила делегация нашей компании. Мероприятие собрало многих мировых производителей электротранспорта и стартапы в области электрических авто. Чувствуется, что правительство Китая продолжает превращать страну в крупнейший мировой рынок и производственную базу для электрокаров, чему завидуют западные автогиганты, которым тяжело угнаться за китайцами.

На Пекинском автосалоне свои модели представили не только китайские производители, но и компании BMW, Volkswagen и Audi. А японские Nissan и Toyota сообщили о начале сотрудничества с ведущими технологическими компаниями Китая, чтобы идти в ногу со временем, внедряя в свою продукцию новейшие разработки: например, поддержку искусственного интеллекта и функции автономного вождения.

Хедлайнерами автосалона в Пекине стали именно электрокары, производство и распространение которых будет только нарастать. Например, в рамках «наступательной стратегии» Китая компания BYD запустит в Венгрии предприятие по производству легковых авто на новых энергетических технологиях, причем это случится в самое ближайшее время.

Кстати, генеральный директор Volkswagen Оливер Блюм, посетивший автосалон в Пекине, заявил буквально следующее: «В Китае, как ни в одном другом регионе мира, автопромышленность претерпевает стремительные преобразования. Чтобы не отставать от китайцев, нам придется работать быстрее и усерднее».

Выставка в Пекине продлится до 4 мая, поскольку в мероприятии участвуют порядка двух тысяч компаний, связанных с производством и поставками автомобилей, комплектующих и программного обеспечения.

Российские компании, прибывшие в Китай на крупнейшую автомобильную выставку, стараются перенять опыт иностранных коллег, изучают новинки и знакомятся с технологиями, которые уже реализованы в новых китайских электрокарах. Поскольку Китай становится все более весомым поставщиком автомобилей в Россию, с этими новинками скоро смогут познакомиться и наши соотечественники.

Повышенный интерес к электромобилям в Китае и во всем мире может стимулировать российские компании к развитию собственных технологий и более масштабному производству электромобилей, хотя за китайскими автопроизводителями российских заводам точно не угнаться.

Что касается трендов, актуальных и в Китае, и в России – это снижение себестоимости электромобилей и их активная популяризация, повышение запаса хода за счет более совершенных батарей, развитие передовых технологий, касающихся автономного вождения и систем безопасности.

Можно сказать, что все изменения, которые сегодня происходят в автомобильной промышленности Поднебесной, напрямую повлияют на российский авторынок, который китайцы также продолжат завоевывать. И в этом нет ничего плохого, поскольку именно Китай является наиболее продвинутой страной мира в плане электротранспорта.

 

Пресс-служба ГК АвтоСпецЦентр

В 2024 году объем китайского рынка электромобилей составляет 305,5 млрд.долларов, при годовом темпе роста 17,5%. Китай заинтересован в стремительном развитии экологически чистых автомобилей. В условиях роста продаж электрокаров на внутреннем и внешнем рынке китайское правительство пытается снизить зависимость страны от импорта нефти и других видов топлива.

Китай продолжает инвестировать в строительство зарядных станций, чтобы повысить спрос на электромобили. К 2025 году планируется обновить инфраструктуру для обслуживания 20 млн. электрокаров по всему миру.

Производители современных автомобилей частично освобождены от налогов и получают субсидии от государства. Министерство транспорта Китая предоставляет разные льготы, направленные на расширение парка авто с низким уровнем выбросов, что положительно влияет на развитие рынка.

Китайские электрокары пользуются спросом во всем мире, в том числе в России, поэтому производители готовы инвестировать в данный сегмент. При этом строительство необходимой инфраструктуры на территории РФ стимулирует появление на рынке отечественных электрокаров. В начале 2024 года российские производители заявили о готовности выпускать более 10 тысяч новых электромобилей за год.

 

Александр Ревский,
исполнительный директор «Аймарс Медиа»

До 2022 года основной сложностью для вывода «китайцев» было наличие рынка, насыщенного другими уже известными и зарекомендовавшими себя российскому потребителю моделями автомобилей. Не менее важной проблемой (кроме ряда технических – как, например, малое количество собственных дилерских и сервисных центров по России) было отсутствие знания и низкое доверие к уже присутствовавшим на рынке маркам из Поднебесной у потенциальных покупателей. Поэтому их доля не достигала даже 10%. Отношение к китайским автомобилям действительно было крайне предвзятое, но в целом – обоснованное. Первые модели кардинально отличались от мировых автобрендов не в лучшую сторону – хромало качество материалов, сборки, уровня комплектаций и т.п. Рассказы про «невыветривающийся» месяцами запах химии и краски, коррозию металла – не преувеличение. Однако надо отдать должное китайским автопроизводителям — они очень быстро учатся, крайне внимательно анализируя обратную связь от потребителей. Была проведена колоссальная работа, чтобы довести машины до того уровня, когда покупатель получает почти все новейшие технологии в качественном исполнении за вполне приемлемые деньги.

Нынешняя ситуация

В условиях санкций российский рынок столкнулся с уходом популярных американских, японских и европейских автобрендов – к концу 2022 года его покинули 46 из 60 автобрендов, уровень продаж в годовом выражении упал на 60%. Этим не преминули воспользоваться китайские производители, получившие уникальное «окно возможностей» для укрепления позиций своих уже присутствовавших брендов и вывода новых. Начиная с середины 2022 года можно было с минимальными затратами почти сразу продавать солидные объемы автомобилей в силу повышенного на них спроса. В любом другом случае выйти на наш рынок для них стоило бы миллиардных инвестиций.

При этом часто происходили и до сих пор происходят вещи, от которых в любое другое время у профессиональных маркетологов волосы встали бы дыбом: непроизносимые и незапоминающиеся названия марок и однообразные имена моделей? – да. Старт продаж у дилеров без объявления об этом от дистрибьютора? – легко. Неоднократное переименование модели или бренда перед выходом на рынок? – отлично. Отсутствие позиционирования, локальной адаптации, в том числе языковой – вообщене проблема.

Но даже несмотря на все вышесказанное китайцы смогли грамотно распорядиться спросом, возникшим из-за ухода других брендов – уже к июню 2023 года Россия вышла на первое место в мире по количеству импортированных из КНР машин.

Пугающее многообразие

Отличительной особенностью текущего захвата российского рынка китайским автопромом является то, что на рынокзачастую выводятся сразу несколько суббрендов, которые мало знакомы или вообще незнакомы покупателям. Такое возможно только на первом этапе пустого рынка. По состоянию на 2023 – начало 2024 года в России продаются 46 брендов и 170 моделей. Разобраться в них неспециалисту, по сути, невозможно, поэтому покупатели обращают внимание на те модели и бренды, про которые «хоть что-то известно». Это понимают и китайские представители, увеличивая расходы на рекламу. Здесь по тратам лидирует марка Chery, у которой расходы на продвижение выросли на 211%. В 2022 году бренд впервые возглавил список рекламодателей.

Пока спрос есть, китайские автопроизводители пытаются максимально разнообразить свои линейки. В дальнейшем, по всей вероятности,произойдет обратный процесс «схлопывания» тех моделей, которые не будут должным образом поддержаны пиар- и маркетинговыми инструментами и просто не выдержат конкуренции ввиду малого спроса.

 

Маркетинг нам поможет (и китайцам тоже)

В сложившейся ситуации дилеры отмечают, что привычные инструменты для продвижения авто(например, классифайды и поиск) больше не работают. Все из-за того, что покупатели не ищут конкретные марки, как было раньше – они просто не знают, что искать. Поэтому встает вопрос – как китайцы будут продвигать такие бренды «здесь и сейчас»?

Реальность показывает, что в условиях низкого знания брендов необходимо минимум несколько месяцев «прогревать» рынок PR и медийными форматами (обзорами и тест-драйвами, статьями, презентациями, отзывами, рекламой на ТВ, наружной рекламой, графическими и видео баннерами в интернете). За это время аудитория получает первичное знание узнает о бренде, начинает интересоваться и входит в воронку продаж. Таких пользователей уже в разы проще конвертировать в лиды.

При этом необходимо учитывать, что уже скоро рынок «наполнится» и начнется конкурентная борьба за выживание. И вот в ней выживут далеко не все бренды: многие уйдут также быстро, как и пришли. Для китайских представителей, которым удастся запомниться российскому потребителю,основной задачей должно стать удержание клиентов путем организации очень качественного клиентского сервиса и поддержания приемлемых цен.

Роман Тарамакин
Роман Тарамакин
Главный редактор ЭПИ «Автомаркетолог»
- Реклама -yandex.zen

Популярное