Автолюбители, использующие системы активной помощи при вождении, которые сочетают ускорение автомобиля с торможением и рулевым управлением, склонны игнорировать ограничения, направленные на повышение безопасности, когда брендинг и маркетинг этих систем предполагают «автоматический» или «автономный» опыт вождения, согласно новому исследованию Фонда AAA по безопасности дорожного движения.
Исследователи обнаружили, что информация для потребителей, которая подчеркивает удобство и возможности при минимизации ограничений, может завышать ожидания в отношении того, что система может сделать, и в отношении ситуаций, с которыми она может справиться. ААА предупреждает, что ложное восприятие возможностей системы, созданное маркетинговыми кампаниями, может привести к опасным сценариям на дороге.
«Основываясь на данных, собранных в ходе нашего исследования, тонкие различия в тоне и расстановке акцентов значительно повлияли на понимание людьми технологии и их ожиданий относительно ее возможностей», — сказал доктор Дэвид Янг, исполнительный директор Фонда ААА по безопасности дорожного движения. «Эти системы помогают водителю и снимают часть стресса с вождения, но они не избавляют водителей от необходимости обращать на себя внимание».
В этом последнем исследовании Фонда ААА 90 участников исследования получили краткий обзор активной системы помощи при вождении с реалистичным, но вымышленным названием. Перед тем, как сесть за руль одного и того же автомобиля, половине участников рассказали, что их система называется AutonoDrive, и они прошли обучение, в ходе которого особое внимание было уделено возможностям системы и удобству вождения. Другой половине участников сказали, что их система называется DriveAssist, и в ходе обучения больше внимания уделялось ограничениям системы и ответственности водителя. Участники, прошедшие обучение работе с системой AutonoDrive, стали более уверенными — а в некоторых случаях даже слишком — в работе системы. После завершения обучения и поездки на тестовом автомобиле 42% участников, использующих AutonoDrive, сказали, что его название заставило систему звучать более функциональной, чем она есть на самом деле, в то время как только 11% пользователей DriveAssist чувствовали то же самое. Кроме того, по сравнению с теми, кто имел дело о DriveAssist, участники, прошедшие обучение с AutonoDrive, чаще всего ошибочно полагали, что система будет вести себя так, как описано ниже.
Пример разницы в восприятии между AutonoDrive и DriveAssist
Система позволит чувствовать себя более комфортно во время езды
- AutonoDrive 65%
- DriveAssist 27%
Система позволит чувствовать себя более комфортно, если потребуется отвлечься на мобильный телефон
- AutonoDrive 45%
- DriveAssist 13%
Система сможет принимать меры во избежание столкновения, когда автомобиль, находящийся сбоку, начинает сворачивать, чтобы сменить полосу движения
- AutonoDrive 42%
- DriveAssist 4%
Система сможет автоматически снижать скорость на сильном повороте без участия водителя
- AutonoDrive 56%
- DriveAssist 27%
Потенциальные недоразумения потребителей в отношении новых автомобильных технологий должны быть устранены. В предыдущем опросе 40 процентов американцев сказали AAA, что они ожидают, что активные системы помощи при вождении с такими названиями, как Autopilot и ProPILOT, будут иметь возможность управлять автомобилем самостоятельно. ААА рекомендует автопроизводителям предоставлять потребителям информацию, которая не только технически точна, но и будет формировать верные ожидания. Для потребителей должен делаться особый акцент на вовлеченность водителей и понимание ограничений, налагаемых этими технологиями. Автомобильные дилеры обязаны обучать покупателей автомобилей этим технологиям, а не просто пытаться лучше продать модные опции.
«Автопроизводители занимаются продажей автомобилей. Понятно, что в своих маркетинговых кампаниях они будут делать акцент на удобстве и возможностях системы. Но их маркетинговые кампании, материалы и информация для потребителей не должны вводить автомобилистов в заблуждение», — сказал Джейк Нельсон, директор AAA по пропаганде безопасности дорожного движения и исследованиям. «Слова имеют значение. Мы можем добиться большего, если будем более реалистично подходить к формированию ожиданий потребителей, чтобы продажа нового автомобиля не происходила в ущерб безопасности».
Нужно запомнить аббревиатуру «ПЛАН».
- Предназначение — Узнайте о назначении технологии активного вождения, прочитав руководство по эксплуатации автомобиля и посетив сайт производителя.
- Лимиты — Поймите, что технология не может сделать; не делайте никаких предположений об автоматизации. Систему активного вождения не следует путать с системой самостоятельного, автономного вождения.
- Адаптация — Выделите время для безопасного дорожного тестирования, чтобы водители точно знали, как эта технология работает в реальных условиях вождения.
- Никогда полностью не полагайтесь — Не полагайтесь на эту технологию; вместо этого действуйте так, как будто у автомобиля ее нет, а водитель всегда готов при необходимости вернуть контроль.
По материалам ACCN.