Фанатики велосипедов и общественного транспорта хотят убедить нас отказаться от автомобилей и внедорожников во имя очистки окружающей среды, но, согласно результатам исследования, проведенного немецким Центром автомобильных исследований (CAR), автомобилисты сопротивляются и упорно держатся за свои личные колеса, не в последнюю очередь из-за удобства и страхов в связи с пандемией коронавируса.
Директор CAR профессор Фердинанд Дуденхёффер сказал в своем докладе, что политики должны привыкнуть к «силе притяжения автомобиля» и включить ее в свои политические планы.
«Транспортная политика в крупных (немецких) городах — это не «или-или», а «и то, и другое». Те, кто определяют ее как «или-или», рискуют потерять свое влияние в политическом процессе. Поэтому политика против автомобиля не имеет смысла. Но и чисто автомобильная политика тоже не работает», — сказал Дуденхёффер.
СМИ полны ученых, настаивающих на том, что у граждан не будет выбора. Им придется выходить из своих автомобилей и пересаживаться на автобусы и поезда или на велосипеды, как будто в центре каждого города идеально ровная поверхность, где нет ветра, дождя или снега, и все люди в отличной форме и моложе 40 лет. Похоже, что политики Европейского Союза также решили, что дни двигателя внутреннего сгорания сочтены, и они не могут дождаться момента, когда единственные доступные автомобили станут электрическими. Учитывая, что доступные в настоящее время электромобили не по карману людям со средним заработком, это фактически равносильно тому, что для масс будут доступны только автобусы, поезда, велосипеды и электроскутеры.
Дуденхёффер говорит, что, согласно его данным, это было бы ошибкой. По его словам, тенденция к увеличению числа владельцев автомобилей наблюдается не только в сельских районах, где зачастую плохо развит общественный транспорт, но и в крупных городах, где автобусы и поезда постоянно доступны.
«Часто утверждаемая тенденция отказа от автомобиля не просматривается. Все обстоит с точностью до наоборот. Люди (в Германии) хотят иметь больше автомобилей, даже если они проезжают на них меньше километров», — сказал Дуденхёффер.
Количество автомобилей в Германии выросло до рекордных 48,2 миллионов в конце 2020 года, при этом на каждую 1000 граждан приходится 580 автомобилей, и тенденция к росту продолжается.
«Данные показывают, что вопреки частым заявлениям, тенденция, что немцы хотят уйти от автомобилей, неверна», — сказал он.
Аналитик Frost & Sullivan Анжан Кумар говорит, что воздействие коронавируса сделало использование автомобилей в Европе более привлекательным из-за аспекта защиты здоровья, в то время как работа на дому привела к увеличению количества местных, более коротких поездок.
«Такое изменение образа жизни соответствует предложению EV (электромобилей) и может рассматриваться как положительный фактор для их использования», — сказал Кумар.
Согласно отчету, большинство крупных немецких городов — 22 из 25, включая Берлин, Гамбург, Кельн, Франкфурт, Дюссельдорф, Штутгарт и Дортмунд — увеличили количество автомобилей в течение 2020 года. Городами, которые нарушили эту тенденцию, стали Мюнхен, Вольфсбург и Ингольштадт, где расположены штаб-квартиры BMW, Volkswagen и Audi. По словам Дуденхёффера, в этих автомобильных «оплотах» большинство автомобилей — служебные, и из-за локдауна их использование снизилось.
Как заявляет Дуденхёффер, из-за такой любви к автомобилям важно, чтобы электрические машины покупали жители городов.
«Зарядная инфраструктура в центрах городов играет в этом ключевую роль. Но также важно улучшить качество жизни в центрах городов, обеспечив хорошие и безопасные условия для велосипедистов и пешеходов. Остается вопрос, как объединить обе стороны под одной крышей в нужном пространстве. Один из ответов может заключаться в том, чтобы позволить городам расти вширь и вширь. Консолидация жизненного пространства звучит хорошо, но она разбалансирует нашу инфраструктуру», — сказал Дуденхёффер.
По его словам, эта тенденция к увеличению использования автомобилей, похоже, прослеживается и в Европе, хотя у него нет данных по отдельным городам.
Потребители хотят, чтобы автомобили были доступны 24 часа в сутки 7 дней в неделю.
Страна | Количество автомобилей на 1000 человек населения | ||
2014 год | 2019 год | 5-летняя разница | |
Бельгия | 492 | 507 | 3% |
Франция | 497 | 510 | 3% |
Греция | 466 | 505 | 8% |
Италия | 618 | 655 | 6% |
Люксембург | 667 | 694 | 4% |
Нидерланды | 486 | 519 | 7% |
Австрия | 551 | 563 | 2% |
Португалия | 429 | 514 | 20% |
Швеция | 471 | 474 | 1% |
Испания | 476 | 536 | 13% |
Великобритания | 506 | 526 | 4% |
«Мы можем себе это позволить, и это обеспечивает комфорт и безопасность, в отличие от общественного транспорта». Тенденция к росту плотности населения должна проявиться и в других крупных городах Европы», — сказал Дуденхёффер.
Все больше городов по всей Европе постепенно закрывают доступ в центр города для легковых автомобилей и внедорожников во имя чистоты воздуха и пытаются подтолкнуть или заставить своих жителей пересесть на автобусы, поезда и велосипеды.
Между тем, использование автомобилей растет.
Проблема в том, что автомобили могут обеспечить непревзойденный комфорт, приватность и безопасность, и пандемия коронавируса подчеркнула это огромное преимущество.
По материалам Forbes.
Мнения экспертов
Мы спросили топовых экспертов, что они думают по этому поводу.
Эксперты Авито Авто
Пандемия коронавируса действительно подстегнула рост интереса к автомобилям: на фоне сложившейся ситуации персональный транспорт предлагал большую свободу передвижения и возможность обезопасить себя от нежелательных контактов.
В конце июня 2020 года эксперты Авито Авто проводили опрос об отношении к личному транспорту, в котором приняли участие 10 000 респондентов со всей страны. Согласно результатам исследования, 9% россиян, у которых раньше не было машины на фоне пандемии решили приобрести свой первый автомобиль, 3% планировавших продать автомобиль, передумали. Кроме того, тогда более половины опрошенных (57%) отметили, что с развитием пандемии и введением ограничительных мер интенсивность использования уже имеющегося автомобиля у них выросла: в целях безопасности люди старались максимально часто пользоваться персональным транспортом.
Повышение интереса к личному транспорту на фоне пандемии – международный тренд. Так, согласно исследованию Ipsos, в Китае распространение COVID-19 стало для значительной доли покупателей причиной приобрести первый автомобиль.
В России этот тренд несомненно возник на фоне введения режима самоизоляции весной 2020 года, когда личный автомобиль оказался единственным безопасным средством передвижения. Однако, заметный рост продаж новых и подержанных автомобилей по итогам 2020 года и первого полугодия 2021 года (по данным Авито Авто, продажи на вторичном авторынке в I квартале выросли на 1,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, во II квартале — на 25,9%) свидетельствует, что он не исчез и после смягчения ограничительных мер.
При этом невозможно не заметить, что люди активно рассматривают для решения задач персональной мобильности не только автомобили, но и другие виды индивидуального транспорта, которые могут проигрывать машинам по комфортабельности, но выигрывать в цене.
Согласно данным Авито Авто, спрос на мототранспорт в России во II квартале 2020 вырос на 45% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Положительная динамика в сегменте наблюдается и в 2021 году: по данным Авито Авто, в период с 1 по 20 апреля этого года покупкой мотоциклов россияне интересовались на 23,6% активнее по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а покупкой скутеров и мопедов — на 24,2% активнее. Данные Авито свидетельствуют о росте спроса и на велосипеды, и на электросамокаты. При этом в силу выраженной сезонности и больших расстояний, которые приходится преодолевать за пределами крупных городов, в России комфорт и возможность использования при любом сезоне сохраняет востребованность личного автомобиля как ключевого средства передвижения.
Усилия по популяризации альтернативных типов транспорта для мегаполисов, которые предпринимаются и в России, и в других странах мира постепенно будут приносить плоды, однако параллельное развитие сегмента электрокаров в то же время будет способствовать и сохранению востребованности личных автомобилей.
По данным центра EV-Volumes, в 2020 году продажи новых электромобилей и гибридных автомобилей в мире выросли на 30,25%. Продажи новых электромобилей, и электромобилей с пробегом в России также постепенно растут, даже несмотря на отсутствие в стране механизмов господдержки для покупателей и недостаточность инфраструктуры. По данным «АВТОСТАТ», продажи новых электромобилей в России в 2020 году выросли на 95% по сравнению с 2019 годом. Продажи электромобилей с пробегом, по данным Авито Авто, в 2020 году выросли на 119%. Несмотря на то, что столь стремительный рост во многом объясняется эффектом низкой базы, постепенное увеличение спроса на электромобили — закономерная тенденция, учитывая, что использование автомобиля с электрическим двигателем дешевле, чем с ДВС (в том числе и за счет более низкой стоимости техобслуживания).
Учитывая, что развитие рынка автомобилей с электрическим двигателем является для многих развитых стран одним из приоритетом транспортной политики, наряду с популяризацией альтернативных видов транспорта, есть основания ожидать, что те, кому важен комфорт и свобода, которые дает личный автомобиль, будут скорее переходить на электрокары, чем на велосипеды или самокаты.
Александр Груздев,
генеральный директор Gruzdev Analyze
Общественные места и общественный транспорт в частности стали сейчас представлять большую угрозу для здоровья людей. Поэтому в период пандемии упала интенсивность использования как междугороднего, так и международного транспорта, и больше людей пересели на личные авто. И именно в 2020 году эта «просадка» была особенно заметна.
Сейчас мы видим, как появляется новая категория клиентов, которые воспринимают автомобиль исключительно как средство передвижения. Ранее они использовали общественный транспорт, но из-за пандемии и угрозы заражения были вынуждены поменять свои привычки и пересесть на личные авто из-за боязни за свое здоровье.
Если говорить о прогнозе развития альтернативных средств передвижения, важно учитывать специфику разных стран. А в первую очередь необходимо принимать во внимание степень развития инфраструктуры общественного транспорта в отдельных государствах. Например, если рассматривать европейские страны, то очевидно, что расстояния и маршруты там не столь протяженные, как, например, в России или в США. При этом, в США общественный транспорт и прежде не был сильно развит, поэтому тенденция «пересаживания» на личные авто в период пандемии здесь была выражена не столь сильно, как, например, в Европе.
Однако в США, и во многих других странах, на интенсивность использования личных машин будут влиять другие средства мобильности. Это самокаты, велосипеды и моноколеса, использование которых оправдано для передвижения на короткие дистанции. Кардинально сократить пробеги эти средства передвижения не смогут, однако, в некоторой степени они смогут оттянуть на себя определенную долю пробега, но все же не смогут полностью заменить автомобиль. Вероятно в будущем мы будем наблюдать такой «микс»: использование и общественного транспорта, и личных авто, а также личных средств мобильности.
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.