18+

Суббота, 27 апреля, 2024
business.auto.ru
ДомойАвтомобильный маркетингЧто же на самом деле случилось с Форд? — альтернативный взгляд

Что же на самом деле случилось с Форд? — альтернативный взгляд

Примечание редакции: Недавно мы опубликовали большой экспертный материал про уход Ford с отечественного рынка. В материал включены мнения многих экспертов из автосферы. Мнение Сергея Наумовского вышло за пределы обычного комментария, потому мы публикуем его отдельной статьёй. Иллюстрации предоставлены автором. Приятного чтения!


Конечно, можно копаться в деталях и искать причины падения успеха Форд. Но давайте попробуем выйти за рамки авторынка России и посмотрим на ситуацию глобально, используя пословицу – рыба гниёт с головы. В автоиндустрии немало примеров, когда сомнительный стиль руководства сильно пошатнул огромных автопроизводителей.

Вспомним бывшего Генерального Директора Митсубиши в США, Пьера Ганьона. В конце девяностых-начале двухтысячных, он чуть полностью не убил Митсубиши, своей инновационной программой выдачи кредита всем напролёт. Пару лет продажи Митсубиши в США росли как на дрожжах, и Ганьон был героем, но потом, когда львиная доля клиентов просто перестали платить по кредитам, весь этот пузырь лопнул и Митсубиши  чуть не обанкротилась. Много лет после этой истории Митсубиши еле держалась на плаву, и их продажи в США, так и не вернулись к уровню, который был до прихода Пьера Ганьона. Более того, лидерство Ганьона привело к тому, что финансовое состояние Mitsubishi пошатнулось не только в США, но и в Японии.

Не менее показателен стиль правления Рика Вагонира, Генерального Директора Дженерал Моторс. За год до прихода Вагонира к браздам правления, в 1999 году, Дженерал Моторс показал доход более чем 4 миллиарда долларов. А за период его руководства (с 2000 по 2009 годы), компания потеряла более чем 80 миллиардов долларов (!) и стоимость акций упала более чем на 90% (!). При этом, Вагонир был очень дружен с сотрудниками и, как сказал бы Остап Бендер — «Его любили домашние хозяйки, домашние работницы, вдовы и даже одна женщина — зубной техник».

Ещё одним ярким представителем «успешных» лидеров, являлся Роджер Смит, который руководил Дженерал Моторс c 1981 по 1990 годы. Ни один автомобиль, который появился во время его пребывания в должности, не был запущен должным образом, спроектирован должным образом или построен должным образом. Ни один!  С периодом руководства Роджера Смита, ассоциированы такие квази-шедевры, как, например, Cadillac Cimarron– автомобиль который на долгие годы, после того как был удалён из производства, пошатнул репутацию Кадиллак. Пришедший позже Директор по продукции Кадиллак, Джон Хауэлл на своей стене держал изображение Cimarron с надписью: «Чтобы мы не забыли» [Lest we forget]. В тот же период вышли «знаменитые» 8 цилиндровые двигатели Cadillac 8-6-4, которые должны были дать экономию топлива до 30%, выключая часть цилиндров при меньшей нагрузке. Эти двигатели тряслись, жужжали, но были себе на уме, и посыл водителя воспринимали на уровне рекомендации. Детище Роджера Смита Сатурн обошлось компании в 5 миллиардов долларов, прежде чем была выпущена первая машина, и подразделение никогда так и не заработало деньги для GM. Правление Смита рассматривается как провал, доля Дженерал Моторс на американском рынке упала с 46% до 35%, и компания чуть не попала в банкротство во время рецессии начала 1990-х годов. Канал CNBC назвал Смита одним из «худших американских директоров всех времён».

Итак, вернёмся к Форд

В период с 2012 по 2017 годы, Генеральным Директором Форд был Марк Филдс. В 2015 году, Форд сообщил о своих самых высоких доходах и марже и смог раздать почасовым сотрудникам бонусы по 9.300 долларов. В 2017 году он ушёл на пенсию, и Генеральным Директором Форд стал Джеймс Хакетт.

Под его чутким руководством, акции Форд потеряли более 35% стоимости. Для сравнения, за тот же период,  акции Дженерал Моторс потеряли 20%. Доход Форда период c 2016 (до Хакетта) до 2019 годы, упал с 4.6 миллиардов долларов, до 47 миллионов долларов (-99%). Для сравнения, за тот же период,  доход Дженерал Моторс упал с 9.43 миллиарда долларов до 6.58 миллиардов долларов(-30%).

Копнём чуть глубже. Кто такой Джеймс Хакетт? До автомобильного бизнеса, Хакетт занимался мебелью, будучи Генеральным Директором одной из крупнейших мебельных компаний — Steelcase. Есть мнение, что в этой роли он спас компанию в трудные времена. Есть и противоположное мнение. На протяжении многих лет Хакетта жёстко критиковали за сокращение компании, что привело к ликвидации 12.000 рабочих мест и более половины локаций.

Чем сейчас занимается Хакетт в Форд? Да тем же, чем он занимался в мебельном бизнесе — сокращает убыточные локации (страны) и сотрудников. В том числе и Россию! Вот и ответ – компания уделяет мало внимания устранению причин  отсутствия достойного уровня продаж автомобилей и падающим доходам, а концентрируется на сокращении убытков.

Есть поговорка — «Не бойтесь больших расходов, бойтесь маленьких доходов». О существовании поговорки — «Не бойтесь маленьких доходов, бойтесь больших расходов», лично мне не известно. Но, вероятно, подобной мудростью пользуется Джим Хакетт.

Но, возможно, мы несправедливы к настоящему лидеру, который, на самом-то деле, будучи силён духом в тяжёлые времена, ведёт компанию вперёд к светлому будущему, вдохновляя тысячи сотрудников Форд? Ан нет! Отчитываясь о прибыли за первый квартал 2020 года, Хакетт философски заявил: «Нет будущего» [No future], пытаясь объяснить колоссальные убытки Форд в 2 миллиарда долларов и, возможно, еще большую потерю в 5 миллиардов долларов в 2020 финансовом году.

Да, кстати, чуть не забыл… При всех потерях Форд, Джим Хакетт, за свои заслуги,положил в карман более 50 миллионов долларов от Форд в виде зарплаты и премий.

Можно, конечно, рассмотреть макро и микро упущения Форд, модельный ряд, внешние и внутренние экономические факторы, хитрых конкурентов, ещё много чего и выявить, что именно пошло не так и какие ошибки были допущены.

Но моё личное мнение – РЫБА ГНИЁТ С ГОЛОВЫ…

Сергей Наумовский
Сергей Наумовскийhttps://auto-pub.ru/
Наумовский Сергей - ведущий международный автоэксперт с 30-летним опытом. В России участвовал в стратегических инициативах Mitsubishi Corporation, MC Bank Rus, Bosch GmbH, НП ГЛОНАСС, Автонет 2.0 и др. Со-основатель специализированного издательства “Короче, дилер”. Автор книг по автобизнесу, тематических статей и публикаций для “РОАД” и “Автомаркетолог”. Ведущий рубрики РОАД “Мнение эксперта”, участник круглых столов и конференций автобизнеса.
Тандем Трэк — перевозка легковых автомобилей автовозами по России
- Реклама -yandex.zen

Популярное